г. Хабаровск
15 июня 2011 г. |
N Ф03-2242/2011 |
Резолютивная часть постановления от 07 июня 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: А.Н.Барбатова
Судей: А.А.Шведова, М.М.Саранцевой
при участии
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федеральной налоговой службы
на решение от 26.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011
по делу N А51-13190/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Э.Э.Падин, в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А.Аппакова, Н.И.Фадеева, И.Л.Яковенко
По заявлению Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока
к ликвидационной комиссии учреждения культуры "Владивостокский государственный цирк", учреждению культуры "Владивостокский государственный цирк"
о признании незаконными действий ликвидационной комиссии, об обязании ликвидационной комиссии совершить действия, об удовлетворении требований за счет имущества ликвидируемого юридического лица, о признании незаконными действий учреждения в лице ликвидационной комиссии
Федеральная налоговая служба в лице инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением с учетом уточнения к ликвидационной комиссии учреждения культуры "Владивостокский государственный цирк" и учреждению культуры "Владивостокский государственный цирк" (далее - УК "Владгосцирк", учреждение) о признании незаконными действия ликвидационной комиссии учреждения, выразившиеся в невключении полной суммы задолженности перед бюджетом в промежуточный ликвидационный баланс; об обязании ликвидационную комиссию учреждения включить в промежуточный ликвидационный баланс задолженность перед бюджетом в общем размере 17 465 782 руб. 46 коп.; удовлетворить требования ФНС России в сумме 17 465 728 руб. 46 коп. за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица; о признании незаконными действия учреждения в лице ликвидационной комиссии, выразившиеся в невключении полной суммы задолженности перед бюджетом в промежуточный ликвидационный баланс.
Решением от 26.11.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФНС России подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Уполномоченный орган, ссылаясь на статьи 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 45, 49, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации не согласен с выводами судов, полагает, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
В отзыве на жалобу ликвидационная комиссия просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Считает, что с ФНС России в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
ФНС России в заявлении, поступившем в суд кассационной инстанции, ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив законность решения от 26.11.2010, постановления апелляционного суда от 17.02.2011, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, УК "Владгосцирк" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 10.02.1997, учредителем учреждения является Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 03.11.2006 N 638 принято решение о ликвидации УК "Владгосцирк".
21.11.2006 о принятом решении в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. 05.12.2006 в ЕГРЮЛ внесена запись о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.
29.11.2006 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 47(98) опубликовано сообщение N 140 о принятии решения о ликвидации учреждения, установлен первоначальный срок для заявления требований кредиторов, который неоднократно продлевался.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю от 20.06.2008 N 380-р право оперативного управления в отношении имущества учреждения прекращено, все имущество закреплено на праве оперативного управления за Федеральным казенным предприятием "Российская государственная цирковая компания".
Сообщение о ликвидации направлено в адрес ФНС России, и письмом от 10.07.2008 N 08-10-1866/26445 уполномоченным органом представлена информация о размере задолженности учреждения по состоянию на 07.07.2008, а также заявлено о включении в ликвидационный баланс указанной задолженности перед бюджетом в общем размере 11 281 652 руб., в том числе 8 887 237 руб. - основной долг, 2 142 384 руб. - пени, 252 037 руб. - штраф.
Письмом от 29.05.2009 N 08-10/21112 уполномоченным органом в адрес ликвидационной комиссии направлено требование о включении в реестр требований кредиторов учреждения задолженности перед бюджетом в общем размере 17 150 016 руб. 46 коп., в том числе 13 300 162 руб. - основной долг, 3 597 817 руб. 46 коп. - пени, 252 037 руб. - штраф.
На указанное требование заместителем председателя ликвидационной комиссии учреждения дан ответ от 07.08.2009 N 10-07/30187, которым подтверждено включение начислений по налогу в состав промежуточного ликвидационного баланса в размере 8 081 797 руб. Во включении 818 000 руб. основного долга отказано в связи с тем, что указанные требования уже включены в качестве требований Пенсионного фонда Российской Федерации как начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Также отказано во включении в реестр требований кредиторов задолженности по налогу, начисленному по состоянию на 24.11.2006 в размере 4 399 485 руб. 24 коп., в связи с непредъявлением указанного требования в пределах срока исковой давности; задолженности по уплате пени и штрафов.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09.11.2009 N 762 утвержден промежуточный ликвидационный баланс УК "Владгосцирк" по состоянию на 01.07.2009.
31.03.2010 в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
Согласно письмам уполномоченного органа от 23.03.2010 N 08-10-391/10507 и от 14.07.2010 N 08-10-1062 задолженность учреждения по состоянию на 19.03.2010 составила 20 534 200 руб. 77 коп., по состоянию на 01.07.2010 в размере 20 974 540 руб. 71 коп.
Поскольку УК "Владгосцирк" не погасило задолженность по налогам, пени, штрафам, указанная задолженность не включена в реестр требований кредиторов и промежуточный ликвидационный баланс юридического лица, ФНС России обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Пунктами 4, 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Рассматривая требования ФНС России о признании незаконными действий ликвидационной комиссии по невключению задолженности УК "Владгосцирк" перед бюджетом в ликвидационный баланс и об обязании исполнить данную обязанность, арбитражные суды обеих инстанций правильно исходили из того, что возможность защиты прав кредитора при ликвидации юридического лица подобными способами не предусмотрена статьями 12, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования в указанной части обоснованно оставлены судами без удовлетворения, и доводов, опровергающих правильность вывода судов об избрании ФНС России ненадлежащего способа защиты посредством предъявления таких требований с точки зрения приведенных выше норм права, кассационная жалоба не содержит.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Совместные Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснили, что при применении пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Следовательно, приведенной нормой гражданского законодательства предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества по долгам созданного им учреждения, поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации на собственника учреждения может быть возложена обязанность по уплате задолженности по обязательным платежам учреждения в случае его ликвидации.
При рассмотрении требования уполномоченного органа об удовлетворении требования в сумме 17 465 728 руб. 46 коп. за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица, судами установлен факт отсутствии у учреждения какого-либо имущества. При этом ФНС России ходатайство о привлечении к участию в деле собственника имущества учреждения не заявила.
Таким образом, арбитражными судами установлено отсутствие обстоятельств, указывающих на необходимость возложения на учреждение обязанности по удовлетворению требований уполномоченного органа за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Доводы уполномоченного органа фактически направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ, определившей полномочия суда кассационной инстанции, подлежат отклонению.
Поскольку доводы жалобы выводов судов не опровергают, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы ликвидатора о необходимости взыскания с ФНС России государственной пошлины, судом кассационной инстанции отклоняются в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Предусмотренная вышеназванной нормой налогового законодательства льгота по освобождению от уплаты государственной пошлины предоставляется по делам, по которым соответствующие иски (заявления) были предъявлены государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами на основании в целях защиты публичных интересов.
Поскольку в настоящем деле ФНС России выступает заявителем и действует в защиту публичных интересов, то на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты государственной пошлины по делу, рассматриваемому судом.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 по делу N А51-13190/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения от 26.11.2010, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 по делу N А51-13190/2010, принятое определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.05.2011 N 001461.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н.Барбатов |
Судьи |
А.А.Шведов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Совместные Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснили, что при применении пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Следовательно, приведенной нормой гражданского законодательства предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества по долгам созданного им учреждения, поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации на собственника учреждения может быть возложена обязанность по уплате задолженности по обязательным платежам учреждения в случае его ликвидации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 июня 2011 г. N Ф03-2242/11 по делу N А51-13190/2010
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2595/11
15.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2242/11
11.04.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-945/11
17.02.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-331/2011