г. Хабаровск |
|
01 ноября 2011 г. |
N Ф03-5240/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: С.Н.Новиковой, Л.Б.Шариповой
при участии:
от ОАО "ВМТП": Грачев К.Г. - заместитель директора, доверенность от 08.08.2011 N 131
от ОАО "РЖД": Малиновский А.С. - ведущий юрисконсульт, доверенность от 19.11.2010 N 685
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 13.05.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 по делу N А51-16779/2009 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.В.Кобко, в апелляционном суде судьи Яковенко И.Л., Скрипка Н.А., Култышев С.Б.
По иску открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт" к администрации г. Владивостока третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Владивостокского отделения ДВЖД о признании права собственности на самовольную постройку
Открытое акционерное общество "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМТП") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к администрации города Владивостока о признании права собственности на сооружения, являющиеся самовольной постройкой - железнодорожный подъездной путь необщего пользования N 1, инв. номер 05:401:002:000200090:0074, лит. 74, протяженностью 230 м; железнодорожный подъездной путь необщего пользования N 2, инв. номер 05:401:002:000200090:0073, лит. 73, протяженностью 472 м. Определением суда от 22.10.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено ОАО "РЖД" в лице филиала Владивостокского отделения ДВЖД. Решением суда от 26.05.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2010, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.11.2010 решение, постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 13.05.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить состоявшиеся по делу судебные как несоответствующие нормам права. Заявитель указывает, что суды не установили необходимых условий для признания спорных объектов самовольными постройками и возможность их сохранения. Ссылается, что спорными сооружениями нарушены имущественные права ОАО "РЖД", в частности стрелочные переводы N 411, 415 и часть путей общего пользования NN 33, 34 без согласия ОАО "РЖД" перенесены на земельный участок, собственником которого является ОАО "ВМТП". Полагает, что при строительстве имущество дороги демонтировано, т.е. утрачено; сохранение сооружений создает препятствия ОАО "РЖД" в пользовании своей собственностью; смещение стрелочных переводов на земельный участок истца повлечет необходимость заключения договора аренды на часть земельного участка, занятого имуществом дороги. Приводит доводы о нарушении истцом технических условий, правил строительства участка новых железнодорожных путей.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ОАО "ВМТП", возражая относительно доводов жалобы, просил оставить ее без удовлетворения. При этом пояснил, что объекты фактически эксплуатируются, на обозрение представлены договоры, в том числе договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ОАО "ВМТП" по железнодорожной станции Владивосток, срок действия которого определен с 02.01.2011.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено материалами дела, постановлением главы администрации города Владивостока от 13.12.1995 N 1336 истцу предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 48,2228 га для размещения и функционирования порта по адресу Приморский край, г.Владивосток, побережье бухты Золотой Рог, что подтверждается также государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей ПК-28 N 00612 от 10.01.1996, свидетельством о государственной регистрации права от20.01.ж2003 серия 25-АА N257564.
В дальнейшем указанный земельный участок приобретен истцом по договору купли-продажи земельного участка от 24.03.2008 N 279, что подтверждается свидетельством го государственной регистрации права от
28.05.2008 серия 25-АБ 009716, а также кадастровой выпиской о земельном участке от 05.02.2009 N 28-2/09-1777 и справкой Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Владивостока от 10.12.2002 N 15533-з.
На вышеуказанном земельном участке истцом были возведены сооружения - железнодорожный подъездной путь необщего пользования N 1, инв. номер 05:401:002:000200090:0074, Лит. 74, протяженностью 230 м.; железнодорожный подъездной путь необщего пользования N 2, инв. номер 05:401:002:000200090:0073, Лит. 73, протяженностью 472 м.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта N 1 от
02.10.2007 данные объекты были возведены в результате реконструкции пути необщего пользования в тылу 3-4 причала территории ОАО "ВМТП", разрешение на которую было выдано 17.08.2006.
В 2009 Отделением N 1 филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Приморскому краю произведена инвентаризация спорных объектов и 04.08.2009 выдан технический паспорт на указанное здание.
Поскольку в настоящее время у истца отсутствует разрешение на строительство спорных объектов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора установлены следующие обстоятельства.
На земельном участке, собственником которого является ОАО "ВМТП", последним возведены сооружения - железнодорожные подъездные пути необщего пользования: N 1, протяженностью 230 м, лит. 74; N 2, протяженностью 472 м, лит. 73. На указанные сооружения оформлены технические паспорта.
Установлено, что строительство железнодорожных путей осуществлялось в рамках задания на проектирование, плана развития порта на реконструкцию причалов N 3, N 4 во Владивостокском морском торговом порте, заказчиком которой являлась морская администрация порта Владивосток, что подтверждено рабочим проектом (корректировка), заключением N 39-2/2000 отдела государственной вневедомственной экспертизы проектов администрации края по рабочему проекту (корректировка) на реконструкцию соответствующих причалов. В данном заключении указано о согласовании дорогой переустройства железнодорожных путей на причалах N 3, N 4 от 19.04.2000 N 12-32/22.
Реконструкция железнодорожных путей на 3, 4 причалах осуществлялась в соответствии с техническими условиями, согласованными ОАО "РЖД" и выданными порту 17.08.2006 N 1389/нгз, которые письмом ОАО "РЖД" от 20.08.2007 N ДТ-6/28 пересмотрены. Дорогой подтверждена необходимость выполнения технических условий N 1389/нгз, кроме п. 2.
Суд, оценив данные документы, установил, что строительство железнодорожных путей осуществлялось с учетом технических условий дороги N 1389/нгз.
Приемка в эксплуатацию вновь построенных путей отражена в актах от 30.10.2006, от 02.10.2007 N 1, в которых указано на ТУ N 1389/нгз. При этом в акте от 02.10.2007, составленном с участием представителей дороги, постановлено о принятии путей в постоянную эксплуатацию.
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 04.03.2008 N 71 разрешено примыкание железнодорожных путей необщего пользования к существующим железнодорожным путям общего пользования.
То, что данные объекты не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью гражданам, подтверждено экспертным заключением от 11.04.2011, изготовленным ООО "Межрегиональная техническая компания "ВостокСтройПроект", заключением экспертизы, выполненной ООО ПТДЗС "Стройтехэкспертиза", актом от 29.04.2011, составленным с участием специализированной ООО "Железнодорожный регион". Из названных документов следует, что объекты соответствуют требованиям промышленной безопасности, обеспечивают безопасность при их технической эксплуатации, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм.
При изложенном суды, оценив согласно ст. 71 АПК РФ представленные в деле доказательства, установили, что в результате реконструкции причалов 3, 4 железнодорожных путей, находящихся на указанных причалах N 31, 32, созданы сооружения: железнодорожный путь необщего пользования N1 протяженностью 230 м, железнодорожный путь необщего пользования N2 протяженностью 472 м, которые поставлены на кадастровый учет. Сооружения возведены в границах земельного участка, находящегося в собственности истца, при наличии технической документации, прошедшей соответствующую экспертизу. По итогам оценки заключений суды пришли к выводу о том, что сохранение спорных объектов в реконструированном состоянии не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При таких обстоятельствах, руководствуясь п. 3 ст. 222 ГК РФ, суды удовлетворили иск по настоящему делу.
Судами рассмотрены и обоснованно отклонены доводы ОАО "РЖД" о том, что сохранением спорных объектов будут нарушены права и законные интересы общества как неподтвержденные.
Его же доводы о том, что часть путей N 33, 34, принадлежащих ОАО "РЖД", перенесены на земельный участок истца, не связаны с разрешением настоящего спора, поскольку указанные пути расположены параллельно спорным путям, между собой не соприкасаются. Суд апелляционной инстанции правильно отметил, что ОАО "РЖД" не лишен иной возможности защитить свои права и законные интересы по их использованию. Ссылка на смещение стрелочных переводов NN 411, 415 обществом не подтверждена, поэтому подлежит отклонению.
При изложенном основания для отмены решения, постановления и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.05.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 по делу N А51-16779/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
С.Н.Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 04.03.2008 N 71 разрешено примыкание железнодорожных путей необщего пользования к существующим железнодорожным путям общего пользования.
...
При изложенном суды, оценив согласно ст. 71 АПК РФ представленные в деле доказательства, установили, что в результате реконструкции причалов 3, 4 железнодорожных путей, находящихся на указанных причалах N 31, 32, созданы сооружения: железнодорожный путь необщего пользования N1 протяженностью 230 м, железнодорожный путь необщего пользования N2 протяженностью 472 м, которые поставлены на кадастровый учет. Сооружения возведены в границах земельного участка, находящегося в собственности истца, при наличии технической документации, прошедшей соответствующую экспертизу. По итогам оценки заключений суды пришли к выводу о том, что сохранение спорных объектов в реконструированном состоянии не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При таких обстоятельствах, руководствуясь п. 3 ст. 222 ГК РФ, суды удовлетворили иск по настоящему делу."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 ноября 2011 г. N Ф03-5240/11 по делу N А51-16779/2009