г. Хабаровск |
|
22 ноября 2011 г. |
N Ф03-5517/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.К. Кургузовой
Судей: Е.П. Филимоновой, Г.В. Котиковой
при участии
от заявителя: открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток" - Тихонова М.В., представитель по доверенности от 21.06.2011 N 108Д;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю - представитель не явился;
от третьих лиц: открытого акционерного общества "Владивосток Авиа", Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" - представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток"
на решение от 25.05.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011
по делу N А51-1264/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Голоузова О.В., в суде апелляционной инстанции судьи Грачёв Г.М., Симонова Г.А., Сидорович Е.Л.,
По заявлению открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
третьи лица: открытое акционерное общество "Владивосток Авиа", Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)"
о признании незаконными и отмене решения и предписания
Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" (адрес - 692760, Приморский край, г. Артем, ул. Портовая 41, ОГРН 1082502000239) (далее - международный аэропорт) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 28.12.2010 N 25/06-2010 и предписания от 28.12.2010 N 25/06-2010.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Владивосток Авиа", Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
Решением суда от 25.05.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о нарушении обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе международного аэропорта, поддержанной представителем в суде кассационной инстанции, в которой заявитель просит отменить судебные акты, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, а выводы судов несоответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению международного аэропорта, им не допущено злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по обеспечению авиационной безопасности на территории посадочной площадки "Озерные ключи", предоставление услуг авиационной безопасности в аэропорту без заключения договора невозможно, а ОАО "Владивосток Авиа" вправе самостоятельно обеспечить авиационную безопасность на своих объектах. Также ссылается на то, что срок действия договора на аренду недвижимого имущества истек 01.04.2011, в связи с чем у общества отсутствует возможность исполнить оспариваемое предписание. Кроме того, по его мнению, судами не исследовался вопрос о наличии технологической возможности осуществлять охрану территории посадочной площадки.
Антимонопольный орган, ОАО "Владивосток Авиа" в отзывах на кассационную жалобу против доводов кассационной жалобы и дополнений к ней возражают и просят судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Управление, третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей не обеспечили. От управления поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие её представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и дополнения к ней, а также отзывов на нее, заслушав представителя общества, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.02.2008 между международным аэропортом и ОАО "Владивосток авиа" заключено стандартное соглашение ИАТА по наземному обслуживанию N 63/01-2008-388/51-2008, согласно которому международный аэропорт оказывает ОАО "Владивосток Авиа" услуги по наземному обслуживанию, в том числе по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту "Владивосток".
Письмом от 23.11.2009 N 1312 международный аэропорт сообщил ОАО "Владивосток Авиа" о необходимости заключения в отношении посадочной площадки "Озерные ключи" отдельного договора на наземное обслуживание, сославшись на то, что данная площадка не находится на территории аэропорта "Владивосток".
ОАО "Владивосток Авиа" письмом от 30.11.2009 N 2709 отказалось от заключения отдельного договора, посчитав, что посадочная площадка расположена в контролируемой зоне аэропорта "Владивосток" и услуги по авиационной безопасности должны предоставляться в соответствии с соглашением ИАТА по наземному обслуживанию N 63/01-2008-388/51-2008.
Международный аэропорт сообщил, что оказание услуг на посадочной площадке "Озерные ключи" будет прекращено с 01.01.2010.
31.12.2009 ОАО "Владивосток Авиа" направило обществу гарантийное письмо об оплате услуг по наземному обслуживанию вертолетов на посадочной площадке "Озерные ключи" с 01.01.2010.
28.01.2010 международный аэропорт передал ОАО "Владивосток Авиа" договор от 22.01.2010 N 8-01/10-136/51-2010 "О наземном обслуживании на посадочной площадке "Озерные ключи".
ОАО "Владивосток Авиа" подписало договор "О наземном обслуживании на посадочной площадке "Озерные ключи" с протоколом разногласий и направило его в адрес международного аэропорта письмом от 09.03.2010 N 673.
Международный аэропорт вернул ОАО "Владивосток Авиа" протокол разногласий и указал, что отказывается от заключения договора о наземном обслуживании на посадочной площадке "Озерные ключи" в связи с несогласием с протоколом разногласий.
Посчитав, что действия заявителя по отказу от обеспечения авиационной безопасности на посадочной площадке "Озерные ключи" нарушают антимонопольное законодательство, ОАО "Владивосток Авиа" обратилось с заявлением в антимонопольный орган.
Решением от 29.12.2010 N 7921/062 управление установило факт нарушения международным аэропортом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразившегося в злоупотреблении своим доминирующим положением путем безосновательного прекращения оказания услуг авиационной безопасности на территории посадочной площадки "Озерные ключи", результатом которых явилось ущемление интересов ОАО "Владивосток Авиа".
28.12.2010 международному аэропорту выдано предписание N 25/06-2010, которым заявителю предписано восстановить положение, существующее до нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: возобновить оказание услуг авиационной охраны воздушных судов и объектов цеха N 3 ОАО "Владивосток Авиа": вертолетных стоянок, ангаров N 1, N 2, двухэтажного административного здания, двух топливных емкостей, здания химического склада, контейнеров с запасными частями для вертолетов.
Общество, считая решение и предписание управления незаконными, оспорило их в судебном порядке.
Проверяя на соответствие закону оспариваемые ненормативные акты, суды исследовали имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и установив существенные обстоятельства для правильного разрешения спора, пришли к обоснованному выводу о доказанности антимонопольным органом факта нарушения международным аэропортом антимонопольного законодательства. При этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом ФТС России от 01.07.2008 N 244-т международный аэропорт, осуществляющий деятельность в сфере обеспечения авиационной безопасности, включен в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел II "Услуги аэропортов", регистрационный N 25/2/3.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 обеспечение авиационной безопасности внесено в Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество является субъектом естественной монополии и с учетом положений части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению авиационной безопасности на территории посадочной площадки "Озерные ключи". Данные обстоятельства подтверждаются анализом рынка услуг по обеспечению авиационной безопасности от 24.06.2010.
Как следует из пункта 4.4 Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму в ОАО "Международный аэропорт Владивосток" и режиму в пункте пропуска через государственную границу в международном аэропорту "Владивосток" (И САБ-03-2009) объекты инженерно-авиационной службы ОАО "Владивосток Авиа" (территория цехов 1, 2, 3, 4, лабораторный корпус, 2 этаж здания наземных служб) отнесены к зоне ограниченного доступа N 6 контролируемой зоны аэропорта "Владивосток".
Кроме того, международный аэропорт имеет сертификат соответствия от 27.11.2009 N ФАВТ А.07.00261 требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к осуществлению авиационной безопасности. На территории аэропорта "Владивосток" международным аэропортом создана служба авиационной безопасности, которая обеспечивает проведение соответствующих мероприятий.
Таким образом, судами установлено, что посадочная площадка "Озерные ключи" находится в контролируемой зоне аэропорта "Владивосток" и представляет собой одно из сооружений аэропорта "Владивосток", предназначенное для приема и отправки воздушных судов - вертолетов МИ-8.
Суды, руководствуясь статьями 8, 40, 84 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), пунктами 4, 9, 20 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142, пунктами 106, 107 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры Сертификации", утвержденных приказом Минтранса России от 04.02.2003 N 11, Перечнем аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110, Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42, учитывая установленные конкретные обстоятельства дела об имевших место нарушениях части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, обоснованно отказали заявителю в удовлетворении требований.
Кроме того, суды обеих инстанций обоснованно указали, что необеспечение охраны посадочной площадки "Озерные ключи" влечет за собой угрозу жизни и здоровью лиц, обслуживающих воздушные суда и объекты цеха N 3, а также жизни и здоровью пассажиров данных воздушных судов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов, (статья 288 АПК РФ) не установлено.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 1 000 руб., а заявителем при ее подаче уплачено 2 000 руб., госпошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату открытому акционерному обществу "Международный аэропорт Владивосток" из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289, 104 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.05.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 по делу N А51-1264/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Международный аэропорт Владивосток" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.