г. Хабаровск |
|
29 ноября 2011 г. |
N Ф03-5886/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: О.Г. Красковской, Г.А. Камалиевой
при участии
от истца: товарищества собственников жилья "Запарина, 65" - Р.В. Лещёв, представитель по доверенности б/н от 20.09.2011
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства регионального развития Российской Федерации
на определение от 06.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011
по делу N А73-3896/2008 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Б.И. Сутурин, в суде апелляционной инстанции - судьи И.В. Иноземцев, В.Г. Дроздова, Л.Г. Малышева
по иску товарищества собственников жилья "Запарина, 65"
к государственному учреждению "Территориальное управление Госстроя России в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации"
о взыскании 115 269 руб. 31 коп.
Товарищество собственников жилья "Запарина, 65" (ОГРН 1032700320784, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, Хабаровский р-н., г. Хабаровск, ул. Запарина, 65; далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению "Территориальное Управление Госстроя России в Дальневосточном Федеральном округе Российской Федерации" (ОГРН 1032700309333, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, Хабаровский р-н., г. Хабаровск, ул. Запарина, 65) о взыскании 194 643 руб. 83 коп. по договору от 02.02.2006 N 2.
Решением суда от 25.06.2008 исковое требование удовлетворено: с ответчика в пользу истца взыскано 194 643 руб. 83 коп. основного долга, 3 805 руб. 38 коп. государственной пошлины.
08.08.2008 взыскателю выдан исполнительный лист N 107102 для принудительного исполнения решения суда.
Определением суда от 11.02.2009 по заявлению товарищества в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена должника государственного учреждения "Территориальное управление Госстроя России в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации" на федеральное государственное учреждение "Территориальное Управление Росстроя в Дальневосточном Федеральном округе Российской Федерации" (далее - учреждение).
Ссылаясь на ликвидацию учреждения, товарищество на основании статьи 48 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями о выдаче дубликата исполнительного листа и замене должника на правопреемника - Министерство регионального развития Российской Федерации (ОГРН 1047796791459, адрес (место нахождения): 103051, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, 10; далее - Минрегионразвития России, министерство).
Определением суда от 06.04.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011, заявления взыскателя удовлетворены.
Судебные акты мотивированы наличием предусмотренных статьей 48 АПК РФ оснований для замены учреждения в порядке процессуального правопреемства на Минрегионразвития России, поскольку передача учреждения в ведение министерства подтверждена документально.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения заявления о правопреемстве, Минрегионразвития России обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о неверном применении судами Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724), поскольку учреждение не входит в систему органов государственной власти, права и обязанности данного юридического лица министерству не передавались, следовательно, процессуальное правопреемство между ними невозможно.
Ссылаясь на статьи 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), министерство отмечает, что ликвидация учреждения, предполагающая прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам (материальное правопреемство), также свидетельствует об отсутствии оснований для осуществления процессуального правопреемства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В заседании суда кассационной инстанции представитель товарищества, возражая относительно приведенных в жалобе доводов, просил состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а жалобу - без удовлетворения.
Минрегионразвития России, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив законность определения от 06.04.2011, постановления от 22.06.2011 с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При рассмотрении заявления товарищества о процессуальном правопреемстве арбитражными судами установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.10.2007 N 1364-р подлежащее ликвидации учреждение отнесено к ведению Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), на которое возложена обязанность образовать ликвидационную комиссию для осуществления ликвидационных мероприятий, осуществить их финансирование, а также представить в Росстрой предложения по дальнейшей судьбе оставшегося после ликвидации федерального имущества.
Согласно пункту 11 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству упразднено, его функции переданы Минрегионразвития России.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 405 "О некоторых вопросах деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации" к ведению Минрегионразвития России отнесены организации, находившиеся в ведении упраздняемого Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
В силу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с данным правовым актом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
24.02.2011 ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации учреждения.
При таких обстоятельствах, учитывая особый порядок ликвидации учреждения, отнесения его к ведению Росстроя и дальнейшего упразднения последнего, связанного с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой функции, имущество, права и обязательства Росстроя переданы Минрегионразвития России, а также принимая во внимание неисполнение ответчиком по делу решения от 25.06.2008, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для осуществления процессуальной замены должника.
Доводы заявителя жалобы о неверном применении судами Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 и невозможности правопреемства между Минрегионразвития России и учреждением, в том числе в силу статей 61, 63 ГК РФ, подлежат отклонению, так как общие положения ГК РФ о ликвидации юридического лица в данном случае должны применяться с учетом названных особенностей, что не противоречит положениям статей 120, 125 ГК РФ.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не допущено, поэтому основания для отмены состоявшихся судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 06.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 по делу N А73-3896/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.