г. Хабаровск |
|
02 декабря 2011 г. |
N Ф03-5930/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: О.Г. Красковской, С.И. Гребенщикова
при участии
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю - В.К. Карнаухов, главный государственный налоговый инспектор юридического отдела, доверенность от 22.02.2011 N 2519; С.В. Боровик, начальник юридического отдела, доверенность от 01.03.2011 N 2784
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае - Г.Е. Ким, представитель по доверенности от 24.11.2011 N 32юр/444/17415.1-08
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на решение от 23.05.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011
по делу N А73-2080/2011 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.В. Леонов, в суде апелляционной инстанции - судьи Е.В. Гричановская, Т.Д. Пескова, Е.И. Сапрыкина
По заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю
о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700056992, адрес (место нахождения): 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Орлова, 15; далее - МИФНС России N 1 по Хабаровскому краю, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (ОГРН 1092721008005, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65; далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае, управление) от 01.02.2011 N 95.
Решением суда от 23.05.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011, требование инспекции удовлетворено, оспариваемое распоряжение признано недействительным.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТУ Росимущества в Хабаровском крае обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии нарушения прав и законных интересов налогового органа распоряжением от 01.02.2011 N 95, поскольку переданное недвижимое имущество изъято до государственной регистрации права оперативного управления.
Отмечает, что принятие оспариваемого ненормативного акта связано с устранением технической и арифметической ошибки при подсчете общей площади без учета реальной штатной численности работников МИФНС России N 1 по Хабаровскому краю, размещение которых предполагается: вместо 80 работников, учтено 92 работника.
Кроме того, управление считает необоснованным вывод судов о том, что общая полезная площадь помещений переданного здания составляет 686,6 кв.м, так как инспекцией до настоящего времени не произведена его перепланировка, функциональные помещения непосредственно для сотрудников не сформированы.
В отзыве на кассационную жалобу МИФНС России N 1 по Хабаровскому краю, возражая относительно приведенных в ней доводов, просила состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ТУ Росимущества в Хабаровском крае и МИФНС России N 1 по Хабаровскому краю поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее, дав суду соответствующие пояснения.
Проверив законность решения от 23.05.2011, постановления от 17.08.2011 с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 17.12.2010 N 1477 за МИФНС России N 1 по Хабаровскому краю на праве оперативного управления закреплены функциональные помещения I (1-17), площадью 489,40 кв.м; I (1, 2, 6-47), площадью 435,60 кв.м; II (1-101), площадью 486,80 кв.м; III (1-104), площадью 485,40 кв.м; IV (1-103), площадью 485,40 кв.м; V (1-103), площадью 485,40 кв.м, расположенные в здании по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, 100, общей площадью 2 867,7 кв.м.
Указанные функциональные помещения переданы управлением и приняты инспекцией по акту приема-передачи от 20.12.2010 N 1.
Распоряжением МИФНС России N 1 по Хабаровскому краю от 21.01.2011 N 2-р названное здание остаточной стоимостью 2 119 323 руб. 61 коп. принято на баланс налогового органа.
В дальнейшем распоряжением ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 01.02.2011 N 95 в связи с превышением нормы размещения федеральных органов государственной власти, а также допущенной технической и арифметической ошибкой внесены изменения в распоряжение от 17.12.2010 N 1477 - из перечня помещений, закрепленных на праве оперативного управления за инспекцией, исключены функциональных помещения II (1-101), площадью 486,80 кв.м, III (1-104), площадью 485,40 кв.м.
МИФНС России N 1 по Хабаровскому краю, полагая изъятие помещений второго и третьего этажа спорного здания незаконным и нарушающим ее право оперативного управления, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов органов государственной власти необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Признавая недействительным распоряжение ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 01.02.2011 N 95, арбитражный суд первой инстанции, выводы которого поддержаны апелляционным судом, установив в силу статьи 65 АПК РФ недоказанность использования инспекцией переданных ей помещений не по назначению, либо с превышением установленных пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" нормативов, исходил из отсутствия правовых оснований для фактического изъятия спорного имущества.
При этом суды, отклоняя доводы управления относительно того, что права заявителя оспариваемым распоряжением не нарушены, так как право оперативного управления налоговым органом не зарегистрировано в установленном законом порядке, указали на возникновение этого права в силу пункта 1 статьи 299 ГК РФ с момента фактической передачи имущества.
Между тем данные выводы судов сделаны при неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления имуществом отнесено к вещным правам.
Пунктом 2 статьи 8, пунктом 1 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, и возникают с момента регистрации соответствующих прав, если иное не установлено законом.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Исходя из положений указанных норм права в совокупности и разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, право оперативного управления в отношении недвижимого имущества возникает на основании акта собственника о закреплении этого имущества за учреждением с момента государственной регистрации права.
Судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что на момент принятия распоряжения от 01.02.2011 N 95 право оперативного управления на переданное недвижимое имущество за инспекцией в установленном законом порядке не зарегистрировано и за его регистрацией заявитель в уполномоченный орган не обращался.
Таким образом, поскольку право оперативного управления на спорные помещения у МИФНС России N 1 по Хабаровскому краю не возникло, ее права и законные интересы, связанные с данным вещным правом, не могут быть нарушены оспариваемым распоряжением.
Иные выводы судов, связанные с предметом настоящего спора, не имеют решающего значения в связи с изложенным.
При таких обстоятельствах правовые основания для признания оспариваемого распоряжения от 01.02.2011 N 95 недействительным отсутствуют, поэтому решение от 23.05.2011, постановление от 17.08.2011, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, подлежат отмене в соответствии с частбю 1 статьи 288 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления инспекции.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.05.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 по делу N А73-2080/2011 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае от 01.02.2011 N 95 "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае от 17.12.2010 N 1477 "О закреплении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, 100, на праве оперативного управления за Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 8, пунктом 1 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, и возникают с момента регистрации соответствующих прав, если иное не установлено законом.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Исходя из положений указанных норм права в совокупности и разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, право оперативного управления в отношении недвижимого имущества возникает на основании акта собственника о закреплении этого имущества за учреждением с момента государственной регистрации права."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 декабря 2011 г. N Ф03-5930/11 по делу N А73-2080/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17512/11
07.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17512/11
20.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17512/11
22.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17512/11
02.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5930/11
05.09.2011 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4887/11
17.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2938/11
16.05.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1679/11
16.05.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1680/11