г. Хабаровск |
|
06 декабря 2011 г. |
А24-1676/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Терминал" - Костына С.В., представитель по доверенности от 10.11.2011 б/н
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю - представитель не явился
от третьих лиц: открытого акционерного общества "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт", общества с ограниченной ответственностью "Владкам" - представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терминал"
на решение от 26.07.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011
по делу N А24-1676/2011 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Сакун А.М.; в суде апелляционной инстанции судьи: Грачёв Г.М., Алфёрова Н.В., Еремеева О.Ю.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терминал"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
третьи лица: открытое акционерное общество "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт", общество с ограниченной ответственностью "Владкам"
о признании недействительными решения и предписания
Общество с ограниченной ответственностью "Терминал" (далее - ООО "Терминал", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с явлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - УФАС по Камчатскому краю, антимонопольный орган) от 29.03.2011 по делу N 21-06/91-10А и выданного на его основании предписания.
Определением от 21.06.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" (далее - ОАО "ПКМТП"), общество с ограниченной ответственностью "Владкам" (далее - ООО "Владкам").
Решением от 26.07.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку факт нарушения обществом установленного порядка ценообразования подтверждён материалами дела.
В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
УФАС по Камчатскому краю в отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, как законные и обоснованные.
УФАС по Камчатскому краю, ОАО "ПКМТП", ООО "Владкам" извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако представителей для участия в судебном заседании не направили.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва на жалобу, выслушав присутствовавшего в судебном заседании представителя общества, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступило заявление гражданина Белан С.Ф. о нарушении ООО "Терминал" антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности по транспортной обработке грузов в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского.
Решением УФАС по Камчатскому краю от 29.03.2011 по делу N 21-06/91-10А действия общества по осуществлению погрузки, выгрузки и хранения грузов по тарифам, не утверждённым в установленном порядке Федеральной службой по тарифам России (далее - ФСТ России), признаны нарушающими подпункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанного решения обществу выдано предписание от 29.03.2011 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: до установления органом регулирования тарифов на оказываемые в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов, применять тарифы, утверждённые в установленном порядке ФСТ России для субъектов естественной монополии ОАО "ПКМТП" и ООО "Владкам".
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в отношении которых в силу статьи 6 названного закона осуществляется ценовое регулирование путём установления цен (тарифов) или их предельного уровня. При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Услуги погрузки, выгрузки и хранения грузов в морских портах, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", регулируются государством.
На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий по сути своего положения на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии, обладают рыночной властью и занимают доминирующее положение, поэтому запреты, установленные антимонопольным законодательством, касаются и субъектов естественных монополий. Следовательно, при выявлении допущенных субъектом естественных монополий нарушений Закона о защите конкуренции к нарушителю могут применяться меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ООО "Терминал", оказывая с 01.07.2009 услуги по погрузке, выгрузке и хранения грузов в морскому торговом порту Петропавловска-Камчатского, в нарушение установленного вышеуказанными нормативными правовыми актами порядка ценообразования, применял тарифы, утверждённые приказами руководителя общества, что повлекло ущемление интересов гражданина Белана С.Ф.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наличие или угроза наступления последствий, указанных в названной норме, предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Поскольку общество не имело права устанавливать тарифы на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морскому торговом порту Петропавловска-Камчатского, суды пришли к правильному выводу о доказанности факта нарушения обществом антимонопольного законодательства.
Довод общества о превышении УФАС по Камчатскому краю своих полномочий при выдаче предписания о применении тарифов на погрузку, выгрузку и хранение грузов в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского, утверждённых в установленном порядке для ОАО "ПКМТП" и ООО "Владкам", неоснователен.
Деятельность по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского может осуществляться обществом только по утверждённым государственным тарифам. Тарифы, указанные антимонопольным органом в оспариваемом предписании, согласно пункту 6.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" носят рекомендательный характер и их применение хозяйствующим субъектом не является нарушением антимонопольного законодательства.
Ссылки общества на то, что оно не включено в реестр субъектов естественных монополий не может служить основанием для признания недействительными оспариваемых решения и предписания, так как осуществляемая им деятельность в силу части 1 статьи 4, статьи 3 Закона о естественных монополиях является естественно-монопольной, а хозяйствующие субъекты, занятые оказанием услуг в условиях естественной монополии - субъектами естественной монополии.
С учётом изложенного, судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 26.07.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 по делу N А24-1676/2011 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.