г. Хабаровск |
|
30 января 2012 г. |
А59-1323/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: С.Н.Новиковой, Л.Б.Шариповой
при участии:
от истца: Ромашев В.И. - директор
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
отдела капитального строительства администрации г. Южно-Сахалинска
на решение от 01.08.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011
по делу N А59-1323/2011
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.Н.Боярская; в суде апелляционной инстанции - судьи И.С.Чижиков, С.В.Шевченко,
К.П.Засорин.
По иску общества с ограниченной ответственностью "Институт коммунальной энергетики"
к отделу капитального строительства администрации города Южно -Сахалинска, администрации города Южно-Сахалинска
о признании незаконным уклонения от заключения дополнительных соглашений, взыскании оплаты дополнительных работ в сумме 5 746 200 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 363 420 руб., возмещении ущерба деловой репутации в сумме 950 000 руб., признании муниципального контракта от 15.11.2008 незаключенным
по встречному иску отдела капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска
к обществу с ограниченной ответственностью "Институт коммунальной энергетики"
о применении последствий недействительности муниципального контракта от 15.11.2011 в виде обязанности каждой из сторон возвратить все полученное по контракту путем признания оплаченными по цене, указанной в конкурсной документации, изготовления проектной документации и взыскании суммы 3 625 000 руб. за неизготовленную и непереданную документацию
Общество с ограниченной ответственностью "Институт коммунальной энергетики" (ОГРН 1056500660149, адрес (место нахождения): 693000, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, ул.Хабаровская, 45) (далее - ООО "Институт коммунальной энергетики") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к отделу капитального строительства администрации г. Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500525677, адрес (место нахождения): 693020, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, ул.Невельская, 31) о признании незаконным уклонения от заключения дополнительных соглашений, взыскании оплаты выполненных работ в сумме 5 746 200 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 363 420 рублей, возмещении ущерба деловой репутации в сумме 950 000 рублей. Дополнительно истцом заявлено требование о признании муниципального контракта от 15 ноября 2008 года N 032-170-08 незаключенным.
Определением арбитражного суда от 26.05.2011 к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация г. Южно-Сахалинска (далее - ответчик).
Отделом капитального строительства администрации г.Южно-Сахалинска предъявлен встречный иск о применении последствий недействительности муниципального контракта от 15.11.2008 на выполнение работ по объекту "Реконструкция тепломагистралей и теплотрасс г. Южно-Сахалинска" на участках: трубопровод в 3-м микрорайоне, трубопровод в 11-м микрорайоне, трубопровод в 4-м укрупненном микрорайоне, трубопровод в 10-м микрорайоне, теплотрасса от ТК 11К до котельной N 5, теплотрасса от пересечения ул. Больничной - пер. Больничного до котельной N 3, теплотрасса в 12-а А микрорайоне (стадия РП)" в виде обязанности каждой из сторон возвратить все полученное по контракту путем признания оплаченными по цене, указанной в конкурсной документации, изготовления проектной документации и взыскании суммы 3 625 000 рублей за неизготовленную и непереданную документацию.
Решением арбитражного суда от 01.08.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011, исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Институт коммунальной энергетики" удовлетворены частично, с отдела капитального строительства администрации г. Южно-Сахалинска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Институт коммунальной энергетики" взыскана задолженность за выполненные работы в сумме 3 621 904,78 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 202 726,06 рублей, возмещение понесенных судебных расходов на оплату государственной пошлины в сумме 29 010,30 рублей, а всего в пользу истца - 3 853 641,14 рублей; в удовлетворении остальной части требований истца к отделу капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска отказано; в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Институт коммунальной энергетики" к администрации г. Южно-Сахалинска отказано; в удовлетворении встречных исковых требований отдела капитального строительства администрации г. Южно-Сахалинска к обществу с ограниченной ответственностью "Институт коммунальной энергетики" о применении последствий недействительности муниципального контракта от 15.11.2008 в виде обязанности каждой из сторон возвратить все полученное по контракту путем признания оплаченными по цене, указанной в конкурсной документации изготовления проектной документации и взыскании суммы 3 625 000 рублей за неизготовленную и непереданную документацию отказано.
Законность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ по жалобе отдела капитального строительства администрации г. Южно-Сахалинска, считающего их незаконными в части удовлетворения первоначальных требований истца и подлежащими отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Заявитель полагает, что перечисленные им обстоятельства и доказательства свидетельствуют об отсутствии у отдела капитального строительства администрации г. Южно-Сахалинска обязательства по оплате указанных истцом работ, поэтому у суда не имелось оснований для взыскания спорной задолженности и процентов по ст. 395 ГК РФ.
Администрация г.Южно-Сахалинска доводы кассационной жалобы поддержала, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Истец доводы кассационной жалобы отклонил по изложенным в своем отзыве мотивам.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу безосновательной.
Между отделом капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска (Заказчик) и ООО "Институт коммунальной энергетики" (Подрядчик) заключен муниципальный контракт от 15.11.2008 N 032-170-08 на выполнение проектных работ по объекту: "Реконструкция тепломагистралей и теплотрасс г. Южно-Сахалинска" на участках: трубопровод в 3-м микрорайоне; трубопровод в 11-м микрорайоне, трубопровод в 4-м укрупненном микрорайоне, трубопровод в 10 микрорайоне, теплотрасса от ТК 11К до котельной N 5, теплотрасса от пересечения ул. Больничная - пер. Больничный до котельной N 3, теплотрасса в 12-А микрорайоне.
Дополнительными соглашениями от 18.03.2010 N 1, от 18.03.2010 N 2, от 20.12.2010 года N 3 условия муниципального контракта уточнены.
Согласно сводной смете на выполнение проектно-изыскательских работ стоимость работ составила 19 417 000 рублей.
В техническом задании на выполнение работ по объекту "Реконструкция телпомагистралей и теплотрасс г.Южно-Сахалинска" установлены перечень и содержание основных требований и сведений выполняемых работ.
Муниципальный контракт от 15.11.2008 г. заключен на основании письма-согласования Комитета экономики Сахалинской области от 30 октября 2008 года, пункта 11 статьи 55 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с протоколом от 19.06.2009 г. N 2, утвержденным вице-мэром г. Южно-Сахалинска по строительству Юриным Г.Т., Ромашову В.И. (директор ООО "Институт коммунальной энергетики") предписано до 30 июня 2009 года представить готовую проектно-сметную документацию по строительству тепловых сетей 12-А микрорайона и к котельным N 3 и N 5.
Как установлено судом из материалов дела, работы по объектам "Реконструкция тепловых сетей в XII-А микрорайоне" и "Реконструкция тепловых сетей в XII -А микрорайоне. Временное подключение к ТК -32 (пр. Мира)" приняты должностным лицом ОКС главным специалистом Кузьменко С.Ф.
Указанная проектная документация использована ОКСом по прямому назначению. На основании данной документации заключены следующие муниципальные контракты: Муниципальный контракт от 25.05.2010 г. N 032-009-10 между отделом капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска и обществом с ограниченной ответственностью "Юг" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция тепловых сетей в XII-А микрорайоне"; Муниципальный контракт от 28.09.2009 г. N 032-53-09 между отделом капитального строительства администрации города Южно - Сахалинска и обществом с ограниченной ответственностью УК "Монтаж-ЭнергоСтрой" на предмет "Реконструкция тепловых сетей в XII-А микрорайоне. Временное подключение к ТК-32 (пр. Мира)".
Отдел капитального строительства администрации г.Южно-Сахалинска поручил ООО "Институт коммунальной энергетики" ведение авторского надзора за выполнением строительно-монтажных работ по указанным объектам.
Полагая, что вся проектная документация надлежащим образом была передана Заказчику, однако от заключения дополнительных соглашений на приведенные работы ответчик уклонился и их не оплатил, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд о признании незаконным уклонения от заключения дополнительных соглашений, взыскании оплаты выполненных работ, процентов за пользование чужими денежными средствами, возмещении ущерба деловой репутации, признании муниципального контракта от 15.11.2008 г. N 032-170-08 незаключенным.
Рассматривая данные требования, суд правильно квалифицировал правоотношения сторон, как регулируемые нормами гл. 37 ГК РФ "Подряд".
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов работы и передать их муниципальному заказчику, который обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По смыслу статьи 743 ГК РФ дополнительными являются такие работы, которые не учтены в проектно-сметной документации, но необходимость проведения которых возникла в ходе осуществления строительства для получения запланированного результата.
Поскольку в Техническом задании на выполнение работ по объекту "Реконструкция тепломагистралей и теплотрасс в г.Южно-Сахалинске" имеется указание на объект строительства тепловых сетей 12-А микрорайона и к котельным N 3 и N 5, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что муниципальным заказчиком были согласованы дополнительные работы, которые должны были быть выполнены подрядчиком по муниципальному контракту от 15.11.2011 г. N 032-170-08.
Исходя из положений статей 711, 746 ГК РФ, пунктов 2 и 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику, а отсутствие заключенного сторонами договора строительного подряда не является безусловным основанием для отказа от оплаты выполненных работ. Принятие лицом результата работ свидетельствует о потребительской ценности для него этих работ, обязанность оплаты заказчиком подрядных работ может считаться наступившей при их фактическом принятии от подрядчика.
Проанализировав обстоятельства дела и оценив по правилам ст.ст. 65, 71 АПК РФ предоставленные доказательства, суды обеих инстанций признали подтвержденным факт выполнения истцом работ, их объем и стоимость, передачу результата работ заказчику, наличие для последнего потребительской ценности выполненных работ, поэтому взыскание задолженности в размере 3 621 904,78 руб. произведено судом правомерно, на основании указанных норм гл. 37 ГК РФ и разъяснений Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51.
Взыскание с отдела капитального строительства администрации г.Южно-Сахалинска процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 202 726,06 руб. осуществлено судом в соответствии со ст. 395 ГК РФ и согласно проверенному и признанному правильным расчету истца.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласовании с заказчиком выполнения истцом спорных работ, являющихся дополнительными по отношению к муниципальному контракту от 15.11.2011 N 032-170-08, а также их оплата в составе суммы 19 470 000 руб. были уже предметом исследования в судах обеих инстанций, где им дана надлежащая оценка, как несостоятельным, которая не подлежит пересмотру в суде кассационной инстанции в силу ч.2 ст. 287 АПК РФ.
В остальной части первоначальных требований и в удовлетворении встречных требований судом отказано обоснованно и сторонами не обжалуется.
Таким образом, решение от 01.08.2011 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011 следует признать принятыми с правильным применением норм материального и процессуального права, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 01.08.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011 по делу N А59-1323/2011 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тарасов |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.