г. Хабаровск |
|
03 февраля 2012 г. |
А51-7100/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, Е.К. Яшкиной
при участии:
от истца: Пудовкин Д.В., представитель, доверенность б/н от 02.11.2011
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесного хозяйства Приморского края
на решение от 15.07.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011
по делу N А51-7100/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Г.Н. Кошлакова, в апелляционном суде судьи: И.Л. Яковенко, Н.А. Скрипка, С.Б. Култышев
по иску общества с ограниченной ответственностью "Аралия"
к Управлению лесным хозяйством Приморского края
об урегулировании разногласий
Общество с ограниченной ответственностью "Аралия" (ОГРН 1092538006131, адрес (место нахождения): 090014, г.Владивосток, ул.Некрасовская, 88, А, 400) (далее - ООО "Аралия", общество, истец) обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд Приморского края к Управлению лесным хозяйством Приморского края (ОГРН 1072539005967, адрес (место нахождения): 690024, г.Владивосток, ул.Белинского, 3а) (далее - Управление, ответчик) о принятии пункта 5 и приложения 4 к договору N 17/29 от 17.11.2010 аренды лесного участка для заготовки древесины, заготовки лесных ресурсов и сбора лекарственного сырья (далее - Договор), в следующей редакции: "5. Ежегодная арендная плата за использование лесного участка 432 580 рублей 00 копеек. Минимальный размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов". Также обществом предложен календарный план внесения арендной платы по кварталам.
Решением суда от 15.07.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные акты мотивированы отсутствием у Управления права устанавливать размер арендной платы за пользование лесным участком в размере большем, чем минимальный размер арендной платы, установленный действующим законодательством.
В кассационной жалобе Управление просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что при реализации права аренды лесного участка с аукциона ежегодный размер арендной платы должен соответствовать окончательной цене предмета аукциона.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Аралия" приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить судебные акты без изменения.
В суде кассационной инстанции представитель ООО "Аралия" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, и дал по ним пояснения. Управление, надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 07.09.2010 на официальном сайте в сети Интернет и в "Приморской газете" N 73 было размещено извещение о проведении Управлением аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
В подпункте 2.3 размещена информация о лоте N 3, а именно: лесной участок, расположенный на территории Приморского края, Яковлевского района, в кварталах 1 - 8, 10, 12 (за исключением части выдела N 7 общей площадью 0,54 га), 13, 14, 15, 16, 17, 20, 21 (за исключением части выдела N 20 общей площадью 0,7 га), 19, 22, 23-30, 31 (за исключением части выдела N 15 общей площадью 0,31 га), 32-40 Яковлевского участкового лесничества Арсеньевского лесничества, общей площадью 21 388,45 га, ежегодным объемом заготовки древесины - 3,3 тыс. куб.м, ежегодным объемом заготовки пищевых лесных ресурсов (орех кедровый) - 12,0 тонн, расчетной ценой аукциона - 432 580,0 рублей (расчетная цена за заготовку пищевых лесных ресурсов - 20 340,0 рублей, за заготовку древесины - 412 240,0 рублей), начальной ценой предмета аукциона - 520 000,0 руб., видами использования лесов - заготовка древесины, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений. Номер учетной записи в государственном лесном реестре - 75/1105009-2010-09. Обременения лесного участка: право граждан свободно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор пищевых и недревесных лесных ресурсов в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Лесного кодекса РФ (публичный лесной сервитут); других обременении нет. Участок расположен в защитных лесах и эксплуатационных лесах. Ограничения использования защитных лесов установлены Особенностями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) от 6 ноября 2009 г. N 543.
01.10.2010 на официальном сайте управления в сети Интернет и в одном из номеров "Приморской газеты" было опубликовано извещение о внесении изменений в извещение, опубликованное в "Приморской газете" от 07.09.2010 N 73, в соответствии с которым в п.п. 2.3. начальная цена предмета аукциона вместо 520 000 рублей указана 870 000 рублей.
09.11.2010 состоялся аукцион по лоту N 3, победителем которого было признано ООО "Аралия", предложившее более высокую цену предмета аукциона. Результаты аукциона оформлены протоколом N 21 с указанием, что ежегодная арендная плата за использование лесного участка соответствует предложенной цене предмета аукциона и составляет 4 002 000 рублей, в том числе плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы равна 432 580 рублям, плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, равна 3 569 420 рублям.
Протокол N 21 от 09.11.2010 со стороны истца подписан с разногласиями, в которых указано, что ООО "Аралия" не согласно с суммой 4 002 000 руб. в качестве арендной платы, так как цена аукциона не является размером арендной платы.
Проект договора аренды N 17/29 от 17.11.2010 с указанием в пункте 5, приложении N 4 того же размера ежегодной арендной платы ООО "Аралия" также не подписало, направив в адрес управления протокол разногласий с указанием иного размера арендной платы - 432 580,0 руб., в сопроводительном письме к протоколу разногласий истец указал, что в договоре N 17/29 неправомерно в качестве арендной платы указана стоимость права на заключение договора аренды.
13.01.2011 в ответ на протокол разногласий истца Управлением было направлено письмо за N 49-02-56/44 об отказе от подписи протокола разногласий.
Ссылаясь на положения статей 445, 446 ГК РФ ООО "Аралия" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что арендная плата за участки лесного фонда не может превышать минимальные ставки, установленные действующим законодательством. В связи с этим суды рассмотрели спор и установили условия договора аренды в редакции, предложенной ООО "Аралия".
Выводы судов противоречат действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3, 4 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены соответствующие ставки платы, которые применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит императивных указаний относительно того, что цена договора аренды лесного участка должна быть равна минимальному размеру арендной платы, устанавливаемому в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Из пункта 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что начальная цена предмета аукциона (начальный размер арендной платы) определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы.
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи, с учетом того, что смыслом проведения аукциона является получение наивысшей цены за объект аукциона (часть 4 статьи 447 ГК РФ), а также того, что действующее законодательство устанавливает только минимальные размеры арендной платы, не ограничивая ее размер, приводит к выводу о том, что регулируемым является именно минимальный размер арендной платы, а конкретный размер арендной платы устанавливается по результатам аукциона.
Таким образом, выводы судов обеих инстанций о том, что арендная плата по договору не может превышать минимальный размер арендной платы, установленный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, противоречат действующему законодательству.
Кроме того, судами не приняты во внимание положения части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Доводы ООО "Аралия" о том, что цена аукциона являлась только платой за право заключения договора аренды, а не арендной платой, также не могут быть признаны обоснованными.
Действующее законодательство не содержит нормы об установлении платы за право заключить договор аренды лесного участка. Напротив, как указывалось выше, предметом аукциона является непосредственно арендная плата за лесной участок.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене.
На основании вышеизложенного, с учетом того, что для разрешения настоящего спора не требуется установление новых обстоятельств и исследование доказательств, и руководствуясь положениями части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости изменения условий договора, установленных по результатам аукциона, суд кассационной инстанции считает, что в удовлетворении требований ООО "Аралия" должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 286-289, 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.07.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011 по делу N А51-7100/2011 Арбитражного суда Приморского края отменить. В удовлетворении исковых требований отказать.
Арбитражному суду Приморского края произвести поворот исполненных судебных актов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.