г. Хабаровск |
|
20 февраля 2012 г. |
А59-2096/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: С.Е. Лобаря
судей: Е.В. Зимина, И.А. Тарасова
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социальной защиты Сахалинской области
на решение от 05.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011
по делу N А59-2096/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.Н. Джавашвили, в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Пяткова, Н.В. Алфёрова, Г.М. Грачёв
по заявлению Министерства социальной защиты Сахалинской области
к Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Сахалинской области
об оспаривании акта проверки
Министерство социальной защиты Сахалинской области (далее министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Сахалинской области (далее ответчик) о признании недействительным акта проверки по контролю за расходованием субвенций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от 30.03.2011 N 56/11, содержащего предписание об устранении выявленных нарушений.
Решением суда первой инстанции от 05.09.2011, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции от 07.11.2011, отказано в удовлетворении требований министерства о признании недействительным акта проверки от 30.03.2011 N 56/11.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель подал в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой просит данные судебные акты отменить, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В отзыве на жалобу ответчик выразил несогласие с доводами жалобы, считает судебные акты законными и обоснованными.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со ст. 286 АПК РФ исходя из доводов жалобы о неправомерности выводов судов относительно необоснованного расходования министерством субвенций федерального бюджета на приобретение жилья льготной категории граждан с превышением норматива жилой площади 36 квадратных метров.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судами норм материального и норм процессуального права, суд кассационной суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, приказом Управления Росздравнадзора по Сахалинской области от 10.03.2011 N 72-п/11 назначена плановая выездная проверка министерства социальной защиты Сахалинской области по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных правовыми актами, с целью контроля за расходованием субвенций на осуществление переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов во втором полугодии 2010 года.
Плановая выездная проверка по контролю за расходованием субвенций проведена с 21.03.2011 по 31.03.2011, составлен акт от 31.03.2011 N 56/11, в котором отражены выводы о следующих нарушениях: 1) необоснованное нарушение порядка очередности предоставления субсидий, исходя из даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; 2) превышение нормативов общей площади жилья при расходовании субвенций, установленных п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона РФ "О ветеранах", а также п. 7 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, проживающих в Сахалинской области, утвержденного Постановлением администрации Сахалинской области от 13.08.2009 N 316-па; 3) превышение размера выплаченных субсидий на жилье, установленного Минрегионразвития на соответствующий период.
Третьим разделом оспариваемого акта заявителю предписано устранить выявленные нарушения в срок до 31.05.2011 и об устранении сообщить органу.
Несогласие министерства с вынесенным актом, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования и руководствуясь положениями пунктов 1, 4, 6.10 положения о Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, пункта 11 правил предоставления субвенций из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, суды правомерно исходили из наличия у надзорного органа полномочий по проведению проверки и составлению оспариваемого акта, который в свою очередь является ненормативным актом, содержащим предписание об устранении нарушений.
Так же, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов относительно допущенных министерством нарушений статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N5-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", пункта 4 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, проживающими в Сахалинской области, утвержденного Постановлением администрации Сахалинской области от 13.08.2009 N316-па ст.3 Закона Сахалинской области от 25.05.2006 N 51-ЗО "О форме и порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим в Сахалинской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" в части порядка очередности предоставления субсидий на 2010 год.
Кроме того, правильными являются выводы судом о нарушение заявителем ст.23.2 Закона N 5-ФЗ, ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приказов Минрегионразвития Российской Федерации от 31.03.2010 N 145, от 30.06.2010 N 313, от 30.09.2010 N 438 по превышению в спорный период выплат субсидии, исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилья и приобретения жилья с использованием механизма софинансирования при выплате субсидий, исходя из стоимости жилья, превышающей установленную нормативами и как следствие выплаты предоставленной субсидии в сумме 3.234.000 руб. за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Сахалинской области.
Вместе с тем относительно необоснованного расходования министерством субвенций в размере не менее чем 14633000 руб., суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 133 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 85 БК РФ обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.
В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 23.2 Закона N 5-ФЗ объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 и 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по обеспечению жильем.
Анализ указанного выше законодательства позволяет суду кассационной инстанции сделать вывод о том, что ответственность за превышение норматива общей площади жилья 36 и 18 кв.м., используемого в методике расчета соответствующей субвенции, а следовательно необоснованного расходования субвенций, наступает лишь в случае фактического превышения таких расходов органом государственной власти субъекта РФ.
Суды, делая выводы о необоснованном расходовании министерством социальной защиты субвенций, исходили исключительно из 67 фактов приобретениями гражданам жилой площади более установленного нормативом, однако оставлены без внимания доводы заявителя относительно максимального размера субвенции, подлежащей выплате лицу, исходя из строго установленного размера норматива и рыночной стоимости 1 кв.м. жилья в регионе на соответствующий период.
Учитывая тот факт, что третьим разделом акта на заявителя возложена обязанность в срок до 31.05.2011 устранить выявленные нарушения, в том числе в размере 14633000 руб., судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, при котором необходимо устранить отмеченные недостатки, проверив правомерность методики расчета и размера переплат, рассмотреть дело в данной части повторно на основании полного исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, и, исходя из установленных обстоятельств разрешить вопрос о правомерности заявленных министерством требований в этой части.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по делу N А59-2096/2011 Арбитражного суда Сахалинской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
Е.В. Зимин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.