г. Хабаровск |
|
01 марта 2012 г. |
А73-7176/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Голикова В.М.
Судей: Мильчиной И.А., Трофимовой О.Н.
при участии
от заявителя: Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу - Обухова И.Я., представитель по доверенности от 23.12.2011 N 07-06/5248;
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края - Литвиненко Р.В., представитель по доверенности от 10.01.2012 N 6;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края
на решение от 19.09.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011
по делу N А73-7176/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барилко М.А.; в суде апелляционной инстанции судьи: Швец Е.А., Балинская И.И., Харьковская Е.Г.
По заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края
о признании незаконным решения
Арбитражный суд Хабаровского края решением от 19.09.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011, удовлетворил требования Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1042700153627, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 8; далее - Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, департамент), признав незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (ОГРН 1032700309443, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Слободская, 27; далее - пенсионный фонд) от 08.06.2011 N 32 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
В кассационной жалобе пенсионный фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акты отменить и принять новое решение.
Заявитель жалобы считает ошибочным вывод судов о том, что правила об определении расчётного периода, предусмотренные частями 3-5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
По мнению заявителя жалобы, Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен такой порядок предоставления организации льгот для исчисления страховых взносов как учёт в своей базе страховых взносов другой организации.
Поскольку Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу не начислял и не выплачивал работникам Управления Росприроднадзора по Хабаровскому краю заработную плату за период с 01.01.2010 по 01.04.2010, то заявитель жалобы считает, что департамент неправомерно учитывал в составе объекта обложения страховыми взносами выплаты, начисленные Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в 1 квартале 2010 года.
Представитель пенсионного фонда доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Департамент в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании доводы пенсионного фонда отклонили, указывая на их несостоятельность, просили оставить обжалуемые судебные акт без изменения ввиду соответствия их действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из обжалуемого решения пенсионного фонда следует, что Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу при определении предельной величины базы для начисления страховых взносов неправомерно включил в облагаемую базу выплаты и иные вознаграждения за январь-март 2010 года, начисленные в пользу работников Управления Росприроднадзора по Хабаровскому краю, которое было реорганизовано путем присоединения к Департаменту Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу.
Указанным решением Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу был привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, с наложением штрафа в размере 73 521,20 руб. за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Этим же решением департаменту предложено уплатить доначисленную недоимку по страховым взносам в сумме 367 606 руб. и пени в сумме 20 036,94 руб., а также представить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения департамента в арбитражный суд с заявлением о признании решения пенсионного фонда незаконным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (часть 4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Судами установлено, что на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.01.2010 N 17 Управление Росприроднадзора по Хабаровскому краю было реорганизовано путем присоединения к Департаменту Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, о чем 19.04.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись ОГРН 2102721051750.
При этом Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу является правопреемником Управления Росприроднадзора по Хабаровскому краю по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Поскольку до 01.04.2010 трудовые отношения Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу с работниками реорганизованного Управления Росприроднадзора по Хабаровскому краю отсутствовали, то пенсионный фонд считает, что у плательщика страховых взносов не имелось правовых оснований для включения в базу для начисления страховых взносов в целях определения предельной величины облагаемой базы выплат и вознаграждений за январь-март 2010 года, начисленных в пользу работников Управления Росприроднадзора по Хабаровскому краю до реорганизации.
Между тем, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Следовательно, для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.
Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Таким образом, при реорганизации предприятия в форме присоединения без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно части 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 данного Федерального закона N 212-ФЗ признается календарный год.
При этом Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.
Данная правовая позиция соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 01.04.2008 N 13584/07 по вопросу сохранения права на применение регрессивной шкалы ставок по единому социальному налогу реорганизованной организацией.
Поскольку после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованной организации Управления Росприроднадзора по Хабаровскому краю и его правопреемником Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу были продолжены, плательщик страховых взносов был вправе учесть в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в первом квартале 2010 года в пользу работников Управления Росприроднадзора по Хабаровскому краю.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что доначисление оспариваемым решением пенсионного фонда страховых взносов, а также предложение представить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета является неправомерным.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 19.09.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 по делу N А73-7176/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Голиков В.М. |
Судьи |
Мильчина И.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.