г. Хабаровск |
|
06 марта 2012 г. |
А51-8733/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: С.Е.Лобаря, Е.В.Зимина
при участии:
от истца: Петров Д.А. - представитель по доверенности от 10.03.2011 б/н;
от ответчика: Алексеева Е.Н. - представитель по доверенности от 01.11.2011 б/н
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Строй"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011
по делу N А51-8733/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Г.Н. Кошлакова, в суде апелляционной инстанции судьи И.С.Чижиков, Л.Ю.Ротко, С.В.Шевченко
По иску общества с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Строй"
к закрытому акционерному обществу "Санкт-Петербургское Морское Пароходство"
о взыскании 2 065 000 рублей
Общество с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Строй" (ОГРН 1082540004282, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Алеутская, 15) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к закрытому акционерному обществу "Санкт-Петербургское Морское Пароходство" (ОГРН 1097847177999, место нахождения: 190013, г.Санкт-Петербург, ул.Рузовская, 16, лит. А. пом.7Н, часть офиса 321) о взыскании денежной суммы в размере 2 065 000 рублей по договорам тайм-чартера, перевозки груза.
Решением суда от 28.09.2011 иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011 решение от 28.09.2011 изменено, с ответчика взыскано 628 500 руб. задолженности, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Принимая его, суд апелляционной инстанции признал наличие со стороны ответчика неисполненного денежного обязательства по оплате услуг работы буксира только в указанной сумме.
Законность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению ООО "ФескоСтрой", считающего постановление от 14.12.2011 необоснованным и подлежащим отмене, а решение от 28.09.2011 оставлению в силе.
По мнению заявителя, перечисленные им доказательства свидетельствуют о фактическом предоставлении ответчику услуг по буксировке судна, половину стоимости которой он должен возместить истцу во исполнение дополнительного соглашения от 12.08.2010 к договору тайм-чартера N 03-ТЧ от 11.08.2010.
Также сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм АПК РФ, выйдя за пределы доводов апелляционной жалобы.
Ответчик доводы кассационной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу обоснованной.
Как установлено судом из материалов дела, между ЗАО "Санкт-Петербургское Морское Пароходство" (Судовладелец) и ООО "ФЕСКО Строй" (Фрахтователь) заключен договор тайм-чартера N 03-ТЧ от 11.08.2010 (далее - договор N 1), по условиям которого ответчик передал
истцу в аренду т/х "Денис Ветчинов".
12.08.2010 между судовладельцем и фрахтователем заключено дополнительное соглашение к договору тайм-чартера N 03-ТЧ от 11.08.2010, в соответствии с пунктом 1 которого при использовании буксира для швартовок и удержания судна у причала во время погрузки и выгрузки автотранспорта судовладелец обязуется возместить Фрахтователю 50% от суммы расходов, понесенных фрахтователем по оплате услуг буксира.
23.04.2010 между ООО "ПОРТ-МАРКЕТ" (Судовладелец) и ООО "ФЕСКО Строй" (Арендатор) заключен договор аренды N 01/10 ФЕСТР- ПМ, по условиям которого судовладелец сдает, а арендатор принимает в аренду на время судно: буксир РБТ "РЕЗВЫЙ", принадлежащий на праве собственности ООО "ПОРТ-МАРКЕТ". Цель договора - выполнение швартовых операций на акватории Амурского и Уссурийского заливов в районе острова Русский с учетом района плавания, установленного судовыми документами.
08.04.2010 между ЗАО "Санкт-Петербургское Морское Пароходство" (Судовладелец) и ООО "ФЕСКО Строй" (Фрахтователь) заключен договор тайм-чартера (далее - договор N 2), по условиям которого ответчик передал истцу в аренду судно "Алексей Шиманский".
В соответствии с п.1 дополнительного соглашения N 1 от 20.04.2010 к договору тайм-чартера от 08.04.2010 при использовании буксира для швартовок и удержания судна у причала во время погрузки и выгрузки автотранспорта судовладелец обязуется возместить фрахтователю 50% от суммы расходов, понесенных фрахтователем по оплате услуг буксира.
14.07.2010 между ЗАО "Санкт-Петербургское Морское Пароходство" (Перевозчик) и ООО "ФЕСКО Строй" (Грузоотправитель) заключен договор морской перевозки груза N 01-ДП/07/10, по условиям которого перевозчик обязуется доставить груз, переданный грузоотправителем, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную договором плату.
В соответствии с п. 3.1 договора N 01-ДП/07/10 от 14.07.2010 стоимость услуг по договору составляет 37 000 рублей, в том числе НДС 18% 5 644 рубля 07 копеек от причала 43 (КМТС) до полуострова Житкова (о. Русский) и обратно, и 30 000 рублей, в том числе НДС 18% 4 576 рублей 27 копеек от причала 43 (КМТС) до мыса Поспелова (о. Русский) и обратно. Изменение стоимости услуг по договору осуществляется путем подписания сторонами соответствующего дополнительного соглашения.
В ходе исполнения сторонами указанных договоров со стороны ответчика, по утверждению истца, образовалось задолженность на общую сумму 2 065 000 руб., непогашение которой послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Рассматривая спор, судом правоотношения сторон квалифицированы как регулируемые главой 34 ГК РФ "Аренда" и главой 10 Кодекса торгового мореплавания РФ "Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)".
Согласно расчета истца размер указанной задолженности состоял из: 1 410 000 руб. расходов по использованию буксира РБТ "Резвый" согласно договора аренды N 01/10 ФЕСТР-ПМ для швартовых операций т/х "Денис Ветчинов" (договор 1);
267 000 руб. расходов по использованию буксира для швартовых операций судна "Алексей Шиманский" (договор 2);
345 500 руб. излишне уплаченных по договору морской перевозки грузов N 01-ДП/07/10.
В части взыскания с ответчика долга по договору тайм-чартера судна "Алексей Шиманский" и по договору перевозки на общую сумму 627 500 руб., признанную ответчиком в порядке пункта 3 статьи 49 АПК РФ, судебные акты законны и сторонами не оспариваются.
В отношении взыскания 1 410 000 руб. расходов по буксировке т/х "Денис Ветчинов", суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении в этой части исковых требований, сослался на отсутствие доказательств, с достоверностью подтверждающих факт оказания данных услуг.
Между тем указанный вывод суда нельзя признать соответствующим материалам дела.
В процессе рассмотрения дела в первой инстанции истцом в порядке статьи 65 АПК РФ были представлены акты выполненных работ (т.1 л.д. 24-43), отвечающие требованиям первичных документов согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Из них следует, что буксиром "Резвый" оказывались услуги по договору аренды N 01/10 "ФЕСТР-ПМ от 23.04.2010". Все данные акты были подписаны судовладельцем - ООО "Порт Маркет", который своим письмом исх. N 153 от 24.12.2010 подтвердил факт работы РБТ "Резвый" в период с 11.08.2010 по 20.11.2010 только по обслуживанию т/х "Денис Ветчинов".
Помимо этого, истцом в дело (т.2 л.д. 78-147) представлены выписки из судового журнала РБТ "Резвый" за указанный период, которые также подтверждали проведение буксиром швартовых операций в отношении этого судна.
Данные документы апелляционным судом ошибочно оставлены без внимания.
Исходя из имеющихся в деле писем видно, что все необходимые документы (акты выполненных работ, счета-фактуры) согласно дополнительного соглашения от 12.08.2010 к договору тайм-чартеру от 11.08.2010 N 03-ТЧ истцом ответчику направлялись.
По признанию суда первой инстанции, доказательства использования РБТ "Резвый" по иному назначению в дело не представлены. Необходимости согласования использования этого буксира с капитаном судна не требовалось.
Данные выводы судом апелляционной инстанции в нарушение пункта 13 части 2 статьи 271 АПК РФ не опровергнуты, а его довод о возможном оказании истцом услуг по буксировке иных судов носит предположительный характер.
Исследовав и оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ названные доказательства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о документальном подтверждении истцом факта оказания услуг буксира для швартовых операций т/х "Денис Ветчинов".
В связи с чем стоимость этих услуг, не возмещенная ответчиком в размере 1 410 000 руб., взыскана судом правомерно на основании статьи 309 ГК РФ, статьи 198 КТМ, дополнительного соглашения от 12.08.2010 к договору тайм-чартеру N 03-ТЧ от 11.08.2010.
Поскольку постановление от 14.12.2011 принято судом апелляционной инстанции с выводами не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, что привело к принятию неправильного решения, то оно подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, а решение от 28.09.2011 следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011 по делу N А51-8733/2011 Арбитражного суда Приморского края отменить, решение от 28.09.2011 по этому же делу оставить в силе.
Взыскать с ЗАО "Санкт-Петербургское Морское Пароходство" в пользу ООО "ФЕСКО Строй" госпошлину по иску в размере 33 325 руб., по кассационной жалобе в размере 2 000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист, а также произвести поворот исполнения постановления в соответствии со статьями 325 - 326 АПК РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тарасов |
Судьи |
С.Е.Лобарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.