г. Хабаровск |
|
07 марта 2012 г. |
А04-2405/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Г.В. Котиковой
при участии
от открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" - Печеник С.Ф., представитель по доверенности от 15.06.2010 N 30;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области - представитель не явился;
от Правительства Амурской области - представитель не явился;
от Министерства природных ресурсов Амурской области - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
на решение от 02.09.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011
по делу N А04-2405/2011 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья П.А. Чумаков;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, Т.Д. Пескова, Е.Г. Харьковская
по заявлению открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области, Правительству Амурской области, Министерству природных ресурсов Амурской области
о признании незаконными отказов
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 10 час. 40 мин. 29 февраля 2012 года.
Открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (ОГРН 1032800063020, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Амурская, 296) (далее - заявитель, общество, ОАО "Амурские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными:
- бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области (ОГРН 1042800027, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Амурская, 221 (далее - Управление Росприроднадзора по Амурской области), выразившееся в уклонении от определения объема корректировки и принятии решения об оформлении корректировки платежей ОАО "Амурские коммунальные системы" за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения обществом в 2006, 2007, 2008, 2009 годах средств на выполнение природоохранных мероприятий в сумме 9 326 655 руб. (без учета НДС) на основании ходатайства ОАО "Амурские коммунальные системы" от 03.03.2011 N 07-519;
- бездействие Правительства Амурской области, выразившееся в уклонении от утверждения объема корректировки платежей ОАО "Амурские коммунальные системы" за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения обществом в 2006, 2007, 2008, 2009 годах средств на выполнение природоохранных мероприятий в сумме 9 326 655 руб. (без учета НДС) на основании ходатайства ОАО "Амурские коммунальные системы" от 03.03.2001 N 07-519.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Правительство Амурской области утвердить объем корректировки размеров платежей ОАО "Амурские коммунальные системы" за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения обществом в 2006, 2007, 2008, 2009 годах средств на выполнение природоохранных мероприятий, обязать Управление Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области определить объем корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 9 326 655 руб. (без учета НДС) и оформить корректировку размеров платежей ОАО "Амурские коммунальные системы" за негативное воздействие на окружающую среду в размере 9 326 655 руб. (без учета НДС) с учетом освоения обществом средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2006, 2007, 2008, 2009 годах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Амурской области.
Заявленные требования обоснованны Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993 и мотивированы предоставлением заявителем всех необходимых документов для осуществления компетентными органами корректировки размеров платежей с учетом освоения заявителем средств на выполнение природоохранных мероприятий и наличием правовых оснований для зачисления этих средств в счет указанных платежей.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 02.09.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность и обоснованность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по жалобе общества, указавшего на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ОАО "Амурские коммунальные системы" доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Правительство Амурской области, Управление Росприроднадзора по Амурской области, Министерство природных ресурсов Амурской области о времени и месте судебного разбирательства суда кассационной инстанции уведомлены своевременно и надлежащим образом, но своих представителей в заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Согласно отзыву Управление Росприроднадзора по Амурской области просило судебные акты оставить без изменения.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество, осуществляющее в своей хозяйственной деятельности негативное воздействие на окружающую среду и являющееся плательщиком платежей за негативное воздействие на окружающую среду, письмом от 03.03.2011 N 07-519 обратилось в Управление Росприроднадзора по Амурской области и Правительство Амурской области с заявлением о проведении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду за июль - декабрь 2010 года на сумму 9 326 655 руб. (без учета НДС), с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий и о зачете этих средств в счет указанных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Письмом от 15.03.2011 N 03-12-568 Управление Росприроднадзора по Амурской области уведомило об обращении данного органа за разъяснениями в Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, а 11.04.2011 направило в адрес заявителя ответ Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу от 31.03.2011 N 19-27э/815, согласно которому корректировка размера платежей общества произведена быть не может ввиду противоречия подпункта "а" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, Министерство природных ресурсов Амурской области письмом от 31.03.2011 N 09-15/903 указало обществу на отсутствие соответствующих предложений уполномоченного территориального федерального органа государственной власти по понижению обществу размеров платы за загрязнение окружающей среды или частичному освобождению от нее, указав также на то, что законодательством Амурской области о бюджете на текущий финансовый год не предусмотрена корректировка размеров платежей природопользователей за загрязнение окружающей среды.
Не согласившись с бездействием Управления Росприроднадзора по Амурской области, Правительства Амурской области, ссылаясь на нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о нарушении обществом порядка корректировки платежей, установленного Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, так как общество просило скорректировать платежи за июль-декабрь 2010 года с учетом затрат, понесенных в других отчетных периодах - в 2006, 2007, 2008, 2009 годах. Также суд указал на то, что заявитель в Управление Росприроднадзора по Амурской области за определением плановых и фактических объемов корректировки не обращался, необоснованно определив в качестве лица уполномоченного принимать решение по определению, оформлению и утверждению корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду Министерство природных ресурсов Амурской области.
Выводы суда первой инстанции в полном объеме поддержаны апелляционной инстанцией.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, считает жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Из содержания статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2). Внесение платы, определенной пунктом 1 данной статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4).
Подпунктом "а" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление N 632) предусмотрено, что органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании утвержденных в соответствии с пунктом 2 названного Постановления базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.
Поскольку Постановление N 632 принято на основании Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991,
утратившего силу с 12.01.2002, следовательно, оно подлежит применению в части не противоречащей действующему законодательству.
В соответствии с Федеральными законами от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов") и от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду (код бюджетной классификации 048 1 12 01000 01 0000 120) является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Таким образом, поскольку Управление Росприроднадзора по Амурской области как территориальный орган Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования, наделено функциями администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Амурской области, именно Управление Росприроднадзора по Амурской области и Правительство Амурской области обязаны осуществлять корректировку размеров платежей природопользователей в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом сумм, затраченных на выполнение природоохранных мероприятий.
Выводы судов обеих инстанций в этой части основаны на правильном применении норм материального права.
Порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий установлены разделом 6 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993 (далее - Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды).
На основании пунктов 6.3, 6.4, 6.13 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с "Перечнем природоохранных мероприятий" (Приложение N 2). Оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела в обоснование наличия оснований для проведения корректировки платежей заявителем предоставлен План
мероприятий поэтапного достижения нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в р. Амур от г. Благовещенска, согласованный с Министерством имущественных отношений, природных ресурсов и лестного хозяйства. Согласно данному плану предусмотрена реконструкция и расширение очистных сооружений. Стоимость проекта определена в размере 1 048 510 000 руб. Проект реконструкции очистных сооружений включен в федеральную целевую программу Социальное и экономическое развитие Забайкалья и Дальнего Востока на 1998-2006 и до 2010 года" и муниципальную целевую программу "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры г. Благовещенска на 2005-2013 годы".
Осуществив мероприятия о реконструкции очистных сооружений общество предъявило для корректировки платежей за загрязнение окружающей природной среды затраты в сумме 9 326 654 руб. 55 коп.
Вместе с тем реконструкция очистных сооружений не относится к конкретным мероприятиям, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определенным в соответствии с Приложением N 2 "Перечень природоохранных мероприятий" Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
Поскольку материалы дела не содержат доказательства, подтверждающие снижение концентрации токсичных сбросов, отвечающие признакам допустимости и относимости, а представленные результаты исследования состава сточных и природных вод получены и составлены самим заявителем без привлечения незаинтересованного компетентного лица, в рамках данного дела не установлены правовые основания для применения пункта 6.5 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, которым в качестве основания для отнесения мероприятий к природоохранным предусмотрено снижение концентрации токсичных сборов загрязняющих веществ.
Из материалов дела видно, что мероприятия по реконструкции очистных сооружений проводились в рамках муниципальной целевой программы "Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры г. Благовещенска на 2005-2013 годы", поэтому в силу
пункта 6.6 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды включение конкретного мероприятия в "Перечень природоохранных мероприятий" должно производится в порядке, установленном данным пунктом.
Кроме того, согласно инвестиционному договору от 14.03.2006 N 29, заключенному во исполнение Инвестиционной программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры г. Благовещенка на 2005-2013 годы, утвержденной решением городской Думы г. Благовещенка от 27.05.2005, направленной на восстановление и развитие объектов коммунального комплекса города, повышения эффективности эксплуатации указанных объектов, ОАО "Амурские коммунальные системы" выступает инвестором и как инвестор за счет собственных привлеченных средств обеспечивает реализацию данного проекта, представляет информацию об объемах выполненных работ, а администрация города Благовещенска, являющаяся стороной инвестиционного договора, обеспечивает возмещение обществу вложенных им в реализацию данного инвестиционного проекта инвестиций.
Доказательства о характере и видах работ, выполненных обществом в рамках инвестиционного договора, затраты по которому подлежали возмещению администрацией г. Благовещенска, и свидетельствующие об ином характере работ, проведенных в рамках Плана мероприятий поэтапного достижения нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в р. Амур от г. Благовещенска, материалы дела не содержат. Соответственно у судов отсутствовали основания для признания обоснованной заявленную обществом для корректировки сумму затрат.
Не соблюдение порядка предъявления размеров платежей, в частности предъявление платежей не в периоде их освоения, не может быть расценено как основание, препятствующее её проведению, поскольку такое правовое последствие положениями раздела 6 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды не предусмотрено. Поэтому выводы судов в этой части не могут быть признаны правильными, однако они не привели к принятию необоснованного судебного акта.
Учитывая изложенное, основания для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения требований общества у суд кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.09.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 по делу N А04-2405/2011 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 марта 2012 г. N Ф03-562/12 по делу N А04-2405/2011
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8131/12
10.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8131/12
28.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8131/12
18.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8131/12
07.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-562/12
21.11.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4789/11
02.09.2011 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-2405/11