г. Хабаровск |
|
21 ноября 2011 г. |
А04-2405/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т. Д., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы": Печеник Сергей Федорович, представитель по доверенности от 15.06.2010 N 30;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области: Селин Александр Владимирович, представитель по доверенности от 02.11.2011 N 02-18-4702;
от Правительства Амурской области, Министерства природных ресурсов Амурской области: представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
на решение от 02.09.2011
по делу N А04-2405/2011
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" (ОГРН 1032800063020, ИНН 2801091892)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области (ОГРН 1042800027, ИНН 2801098841); Правительству Амурской области (ОГРН 1072801009115, ИНН 2801123826), Министерству природных ресурсов Амурской области (ОГРН 1082801003350, ИНН 2801130936)
о признании незаконными отказов
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное обществе "Амурские коммунальные системы" (далее - ОАО "Амурские коммунальные системы", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области и Правительства Амурской области (далее - Управление Росприроднадзора по Амурской области, Управление) в оформлении корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения ОАО "Амурские коммунальные системы" средств на выполнение природоохранных мероприятий в сумме 9 326,655 тыс. руб. за 2010 год; обязании Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области произвести - оформить корректировку размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 г. в размере 9 326,655 тыс. руб. с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий; обязании Правительства Амурской области утвердить объем корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения ОАО "АКС" средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачесть средства за 2010 г. в сумме 9 326,655 тыс. руб. в счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Амурской области.
Определением от 01.08.2011 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство природных ресурсов Амурской области.
ОАО "АКС" неоднократно уточняло заявленные требования.
В судебном заседании 25.08.2011 заявитель вновь уточнил свои требования, просил признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области, выразившееся в уклонении от определения объема корректировки и принятии решения об оформлении корректировки платежей ОАО "Амурские коммунальные системы" за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения Обществом в 2006, 2007, 2008, 2009 годах средств на выполнение природоохранных мероприятий в сумме 9 326,655 тыс. руб. (без учета НДС) на основании ходатайства ОАО "Амурские коммунальные системы" N 07-519 от 03.03.2011. Признать незаконным бездействие Правительства Амурской области, выразившееся в уклонении от утверждения объема корректировки платежей ОАО "Амурские коммунальные системы" за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения Обществом в 2006, 2007, 2008, 2009 годах средств на выполнение природоохранных мероприятий в сумме 9 326,655 тыс. руб. (без учета НДС) на основании ходатайства ОАО "Амурские коммунальные системы" N 07-519 от 03.03.2011.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Правительство Амурской области утвердить объем корректировки размеров платежей ОАО "Амурские коммунальные системы" за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения Обществом в 2006, 2007, 2008, 2009 гг. средств на выполнение природоохранных мероприятий. Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области определить объем корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 9 326,655 тыс. руб. (без учета НДС) и оформить корректировку размеров платежей ОАО "Амурские коммунальные системы" за негативное воздействие на окружающую среду в размере 9 326,655 тыс. руб. (без учета НДС) с учетом освоения Обществом средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2006, 2007, 2008, 2009 гг.
Судом уточнение требований было принято к рассмотрению.
Решением суда от 02.09.2011 в удовлетворении требований было отказано.
Не согласившись с решением суда ОАО "Амурские коммунальные системы" обратилось с жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд в которой просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материально права.
В судебном заседании представить общества настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление Росприроднадзора по Амурской области в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованно, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Правительство Амурской области, Министерство природных ресурсов Амурской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили. Министерство природных ресурсов Амурской области заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Судом указанное ходатайство удовлетворено.
Исследовав материалы дела обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц участвующих в деле Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
ОАО "Амурские коммунальные системы" является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
03.03.2011 общество обратилось в Росприроднадзор по Амурской области, Правительство Амурской области с заявлением о проведении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду за июль - декабрь 2010 г на сумму 9 326,655 тыс. руб. (без учета НДС), с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий и о зачете этих средств в счет указанных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Письмом от 15.03.2011 N 03-12-568 Росприроднадзор по Амурской области уведомил заявителя о том, что Росприроднадзор обратился за разъяснениями в Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу.
11.04.2011 Росприроднадзор по Амурской области в дополнение к письму от 15.03.2011 N 03-12-568 направил в ОАО "Амурские коммунальные системы" ответ Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу от 31.03.2011 в котором указано, что предложений по понижению размеров платы за загрязнение окружающей среды или частичному освобождению от нее от уполномоченного территориального федерального органа государственной власти не поступало. Кроме того, законодательством Амурской области о бюджете на текущий финансовый год не предусмотрена корректировка размеров платежей природопользователей за загрязнение окружающей среды.
Посчитав бездействие Росприроднадзора по Амурской области, Правительства Амурской области незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2). Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4).
Из статей 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым доходом федерального бюджета (по нормативу 20 процентов), бюджетов субъектов Российской Федерации (по нормативу 40 процентов) и бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов (по нормативу 40 процентов).
В силу п. 1 ст. 4, Приложения N 6 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 гг.", Приказу Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства. РФ от 13.09.2010 N 717" полномочия главного администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду (код доходов по бюджетной классификации - 498 112 01000 010000 120) возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
Согласно п. 6.13 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных 26.01.1993 Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов, оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов.
С учетом приведенных норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявление ОАО "Амурские коммунальные системы" от 03.03.2011 N 07-519 было правомерно направлено для рассмотрения в Росприроднадзор по Амурской области.
Вместе с тем, анализ действующего законодательства и подзаконных актов в данной сфере правоотношений свидетельствует о том, что произведенная органом Росприроднадзора корректировка размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду путем зачета в счет соответствующих платежей расходов, понесенных в связи с выполнением природоохранных мероприятий, в дальнейшем подлежит утверждению органом исполнительной власти субъекта федерации, к полномочиям которого отнесено изменение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Так, в соответствии со статьей 6 Закона N 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Указанные полномочия реализуются в соответствии с действующим законодательством и Положением о Министерстве природных ресурсов Амурской, утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 04.04.2008 N 149 "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов Амурской области", согласно пункту 3.34 Положения, Министерство осуществляет контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
В связи с чем, Министерство не уполномочено принимать решения по определению, оформлению и утверждению корректировки платежей (в соответствии с уточнением требований заявителя) за негативное воздействие на окружающую среду.
Разделом 6 Методических указаний установлен порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий, согласно которому предложения по корректировке разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Согласно пункту 6.1 Методических указаний корректировке подлежат 90% платежей за загрязнение, поступающих на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов. Корректировка размеров платежей конкретных природопользователей производится с учетом освоения ими в отчетном периоде средств на выполнение природоохранных мероприятий (пункт 6.2). В силу пункта 6.3 Методических указаний предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Согласно пункту 6.4 Методических указаний конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с Перечнем природоохранных мероприятий, указанных в Приложении N 2 к Методическим указаниям.
В пункте 6.5 Методических указаний установлены основания отнесения мероприятий к природоохранным. Согласно пункту 6.6 Методических указаний в случае, если природоохранные и производственные мероприятия осуществляются в комплексе, то включение конкретного мероприятия в "Перечень природоохранных мероприятий" производится на основании решения территориального органа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Научно-исследовательские и проектные работы, направленные на обеспечение экологической безопасности производства, также могут засчитываться в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды. Затраты на проведение мероприятий по охране окружающей природной среды, предусмотренные проектно-технической документацией на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и т.д. основного производства, должны осуществляться в рамках реализации проектов (пункт 6.9).
Таким образом, при выполнении природопользователем планируемых природоохранных мероприятий, согласованных с уполномоченными органами, корректировка размеров платежей производится с учетом освоения им в отчетном периоде средств на выполнение природоохранных мероприятий.
В соответствии с пунктом 6.10 Методических указаний может засчитываться в счет платы за загрязнение окружающей природной среды часть собственных средств природопользователей, направленных на реконструкцию и новые технологии, непосредственно дающие снижение объемов вредных выбросов (сбросов), образующихся отходов. Объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды определяется в зависимости от фактического освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий.
Согласно утвержденному Министерством имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства Амурской области плану поэтапного достижения нормативов предельно допустимых сбросов на 2006 - 2009 годы, общество должно осуществить мероприятия по реконструкции и расширению очистных сооружений. Общая стоимость подлежащих выполнению работ составила 1 060 295 157 рублей. В соответствии с расчетом затрат ОАО "АКС" в период с 2006 по 2009 г.г. затраты Общества по строительству станции обеззараживания МБЭ-300 составили 9 326 654,55 руб.
Согласно представленных заявителем писем от 29.09.2010 N 07-2306, от 15.10.2010 07-2472, ответов на заявления общества, заявитель в Управление Росприроднадзора за определением плановых и фактических объемов корректировки ОАО "АКС" в 2006, 2007, 2008, 2009 г.г., не обращался. Заявлений о принятии решения об оформлении корректировки платежей общество за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения Обществом в 2006, 2007, 2008, 2009 годах средств на выполнение природоохранных мероприятий в сумме 9 326,655 тыс. руб. от общества в Управление Росприроднадзора также не поступало. Вместе с тем, письмом от 03.03.2011 N 07-519 ОАО "Амурские коммунальные системы" просило провести корректировку размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду за июль - декабрь 2010 г. на сумму 9 326,655 тыс. руб. (без учета НДС), с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий и о зачете этих средств в счет указанных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, Общество просило скорректировать платежи за июль - декабрь 2010 г. с учетом затрат, понесенных в других отчетных периодах (2006, 2007, 2008, 2009 годах), что свидетельствует о несоблюдении предприятием порядка корректировки платежей, установленного Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 26.01.1993.
При таких обстоятельствах, у Управления Росприроднадзора по Амурской области, Правительства Амурской области отсутствовала возможность рассмотрения данного вопроса по существу.
С учетом обстоятельств дела и в соответствии со статьями 65, 198, 200 АПК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемое бездействие ответчиков противоречит закону и нарушает права заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 02.09.2011 по делу N А04-2405/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Амурские коммунальные системы" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 21.09.2011 N 4871 государственную пошлину в размере 1 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2405/2011
Истец: ОАО "АКС", ОАО "Амурские коммунильные системы"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Амурской области, Правительство Амурской области, Управление Росприроднадзора по Амурской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области
Третье лицо: Министерство природных ресурсов Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8131/12
10.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8131/12
28.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8131/12
18.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8131/12
07.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-562/12
21.11.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4789/11
02.09.2011 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-2405/11