См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 октября 2012 г. N Ф03-4773/12
г. Хабаровск |
|
28 марта 2012 г. |
А24-2865/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Трофимовой О.Н.
Судей: Брагиной Т.Г., Мильчиной И.А.
при участии:
от заявителя: ОАО "Камчатжилстрой" - представитель не явился
от ответчика: ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому - Корчуганова Е.Н., представитель по доверенности от 30.12.2011 N 04-33/00004
от третьих лиц: Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Камчатскому краю - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Открытого акционерного общества "Камчатжилстрой"
на решение от 25.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011
по делу N А24-2865/2011
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: Е.В. Вертопрахова, в апелляционном суде судьи: Е.Л. Сидорович, О.Ю. Еремеева, Г.М. Грачев
По заявлению Открытого акционерного общества "Камчатжилстрой"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому 3-е лицо - Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Камчатскому краю
о признании незаконными действий налогового органа
Общество с ограниченной ответственностью "Камчатжилстрой" (место нахождения - 683006, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский г. Победы пр-кт, 32; ОГРН 1024101016280; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому (место нахождения - 683024, Камчатская обл, Петропавловск-Камчатский г. Рыбаков пр-кт, 13, б; ОГРН 1044100663507; далее - ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому; налоговый орган; инспекция) выразившихся в направлении в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю недостоверной информации, содержащейся в уточнении от 06.04.2011 N 10 - 48/06814 к постановлению от 25.03.2004 N 13 -14/5806 и уточнении от 06.04.2011 N 10-48/06815 к постановлению от 17.04.2001 N 16-13/5963.
Решением суда от 25.10.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на наличие фактической задолженности по налогам и платежам перечисленным в уточнениях от 06.04.2011 N N 10-48/06814, 10-48/06815.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, ООО "Камчатжилстрой" выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, налоговым органом в службу судебных приставов-исполнителей были направлены исполнительные документы -постановление от 17.04.2001 N 16-13/5963 о взыскании с налогоплательщика ОАО "Камчатжилстрой" задолженности в общей сумме 36 288 175,73 рублей и постановление от 25.03.2004 N 13-14/5806 о взыскании налога (сбора), пени, штрафа за счёт имущества должника на общую сумму 25 678 959,15 рублей.
Затем, 08.04.2011 в службу судебных приставов-исполнителей налоговая инспекция направила уточнения от 06.04.2011 N N 10-48/06815, 10-48/06814 к постановлениям N 16-13/5963 и N 13-14/5806 соответственно. Из содержания направленных уточнений следует, что в постановления N 16-13/5963 и N 13-14/5806 не включены суммы по требованиям N 7316 от 20.08.2004 и N 8212 от 20.08.2004.
Согласно направленным уточнениям, взысканию подлежит 10 345 181,22 рублей.
Налогоплательщик, полагая действия налоговой инспекции направленными на необоснованное увеличение задолженности, а информацию, содержащуюся в уточнениях недостоверной, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в ходе рассмотрения дела исходил из того, что суммы задолженности, указанные в уточнениях, соответствуют размеру фактической задолженности налогоплательщика перед бюджетом и внебюджетными фондами, в связи с чем не усмотрел в действиях налогового органа нарушений прав налогоплательщика.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции и оставил апелляционную жалобу без удовлетворения.
Между тем судебными инстанциями при рассмотрении возникшего спора не были учтены положения части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о судебном разбирательстве по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
В соответствии с вышеназванной нормой права при оценке действий налогового органа на предмет их законности следует исходить из положений Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих чёткую регламентацию полномочий и действий налоговых органов при осуществлении ими своих функций.
В силу пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 47 Кодекса взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, определенном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных этой статьёй.
Указанные положения применяются также при взыскании пеней (пункт 6 статьи 75 Кодекса).
Вместе с тем полномочия налоговых органов по взысканию задолженности во внесудебном порядке ограничены сроками, установленными в статьях 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Пропуск налоговым органом этих сроков препятствует возможности взыскания с налогоплательщика числящихся сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам.
Помимо срока, статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет требования, предъявляемые к содержанию постановления, порядку его исполнения, и не содержит положений о возможности внесения уточнений в ранее вынесенное постановление. В рассматриваемом случае налоговым органом уточнения были внесены почти десять лет спустя.
Таким образом, выводы судебных инстанций о законности действий налогового органа основаны на неправильном применении арбитражными судами норм права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а действия инспекции как не соответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации - признанию незаконными.
В связи с удовлетворением заявления и на основании положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Инспекции в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы в сумме 4 000 руб. за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило 2 000 руб. государственной пошлины по платежному поручению от 07.02.2012 N 263 Однако согласно пункту 12 статьи 333.21 НК РФ размер государственной пошлины по кассационной жалобе в случае оспаривания ненормативного акта налогового органа составляет для него 1 000 руб. Следовательно, Обществу следует возвратить 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 по делу N А24-2865/2011 Арбитражного суда Камчатского края отменить.
Требования Открытого акционерного общества "Камчатжилстрой" о признании незаконными действий ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому по направлению уточнений от 06.04.2011 N N 10-48/06814, 10-48/06815 к постановлениям от 17.04.2001 N 16-13/5963 от 25.03.2004 N13-14/5806 - удовлетворить.
Взыскать с ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому в пользу ОАО "Камчатжилстрой" судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 4000 рублей за рассмотрение дела в арбитражном суде первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
Возвратить ОАО "Камчатжилстрой", государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платёжному поручению N 263 от 07.02.2012 за рассмотрение кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.Н. Трофимова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.