г. Хабаровск |
|
11 апреля 2012 г. |
А73-9673/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А. Боликовой
Судей: Л.К. Кургузовой, Г.В. Котиковой
при участии
от заявителя - открытого акционерного общества "Дальхимфарм": Буланова-Груша А.А., представитель по доверенности от 08.09.2011, N 51;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Одзял И.В., представитель по доверенности от 03.10.2011, N 7/7831;
от Министерства здравоохранения Хабаровского края: Гончаров Е.Б., представитель по доверенности от 21.09.2011, N 12;
от Комитета Государственного заказа Правительства Хабаровского края: Шевелева А.А., представитель по доверенности от 22.12.2011, N 50;
от закрытого акционерного общества "ИСТ-ФАРМ": Бахаева М.В., представитель по доверенности от 25.10.2010, б/н;
от Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "ИСТ-ФАРМ"
на решение от 19.10.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011
по делу N А73-9673/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.И. Чакова, в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Г. Харьковская, И.И. Балинская, Е.И. Сапрыкина
По заявлению открытого акционерного общества "Дальхимфарм"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третьи лица: Министерство здравоохранения Хабаровского края, Комитет Государственного заказа Правительства Хабаровского края, закрытое акционерное общество "ИСТ-ФАРМ", Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края
о признании неправомочным включения в текст решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 42 от 08.08.2011 пунктов 2, 3 и исключении пунктов 2, 3 из решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 42 от 08.08.2011
Открытое акционерное общество "Дальхимфарм" (далее - ОАО "Дальхимфарм", общество) (ИНН 2702010564, ОГРН1 022701195417, адрес: 680001, Хабаровский край, Хабаровский р-н, Хабаровск г, Ташкенская ул, 22) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании неправомочным включение в текст решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС России по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) от 08.08.2011 N 42 пунктов 2, 3 и исключения пунктов 2, 3 из решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
Решением суда первой инстанции от 19.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Шестой арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ИСТ-ФАРМ" (далее - ЗАО "ИСТ-ФАРМ") (ОГРН 1032500858048, место нахождения: 692503, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Волочаевская, 120), которое просило мотивировочную часть решения суда первой инстанции изменить, исключив из текста следующие абзацы: "Как следует из представленного письма, оно носит рекомендательный характер, следовательно, не обязательно для исполнения учреждениями здравоохранения Хабаровского края"
"Поскольку спорное письмо носит рекомендательный характер, оно не порождает последствий в виде обязанности заключения договора на поставку инфузионных растворов у ОАО "Дальхимфарм", постановлением от 27.12.2011 судебный акт в обжалуемой части оставил без изменения.
Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что письмо Министерства здравоохранения Хабаровского края от 03.05.2011 N 01.2-4342, адресованное врачам государственных учреждений здравоохранения Хабаровского края, носит рекомендательный характер и не порождает последствий в виде обязанности заключения договора на поставку инфузионных растворов у ОАО "Дальхимфарм".
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ЗАО "ИСТ-ФАРМ", являющегося третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора.
Заявитель кассационной жалобы, обжалуя решение в части отказа в удовлетворении требований ОАО "Дальхимфарм", просит исключить из мотивировочной части решения абзацы следующего содержания:
- Как следует из представленного письма, оно носит рекомендательный характер, следовательно, не обязательно для исполнения учреждениями здравоохранения Хабаровского края;
- Поскольку спорное письмо носит рекомендательный характер, оно не порождает последствий в виде обязанности заключения договора на поставку инфузионных растворов у ОАО "Дальхимфарм".
При этом ЗАО "ИСТ-ФАРМ" полагает, что вывод судебных инстанций о рекомендательном характере письма Министерства здравоохранения Хабаровского края от 03.05.2011 N 01.2-4342 сделан вследствие неполного исследования обстоятельств дела без учета правового статуса Министерства здравоохранения Хабаровского края.
УФАС России по Хабаровскому краю, Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края, Министерство здравоохранения Хабаровского края, открытое акционерное общество "Дальхимфарм", в отзывах против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражают, считают судебные акты законными и обоснованными и просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что по заявлению ЗАО "ИСТ-ФАРМ" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю проведена проверка действий Министерства здравоохранения Хабаровского края по направлению в адрес государственных учреждений здравоохранения Хабаровского края письма N 012-4342 от 03.05.2011 с рекомендацией осуществлять закупку инфузионных растворов без проведения торгов у единственного поставщика - ОАО "Дальхимфарм".
По результатам рассмотрения дела Комиссией УФАС России по Хабаровскому краю сделан вывод об отсутствии в действиях Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства прекращено. Вместе с тем, усмотрев в действиях учреждений Министерства здравоохранения Хабаровского края, заключивших договоры на поставку инфузионных растворов у единственного поставщика, признаки нарушения Закона N 94-ФЗ, антимонопольный орган предложил Министерству здравоохранения Хабаровского края отозвать письмо от 03.05.2011 N01.2-4342, в связи с тем, что поставка лекарственных средств для нужд бюджетных учреждений не входит в перечень оснований размещения заказа у единственного поставщика, установленный статьей 55 Закона N 94-ФЗ.
Полагая, что отзыв письма является нарушением прав ОАО "Дальхимфарм", заинтересованного в заключении договоров на поставку инфузионных растворов, и полагая, что при прекращении дела о нарушении антимонопольного законодательства, у антимонопольного органа отсутствовали полномочия по отзыву изданного Министерством здравоохранения Хабаровского края письма от 03.05.2011 и передаче материалов дела в отдел контроля за размещением заказов, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, поданной ЗАО "ИСТ-ФАРМ", в части несогласия с выводами, изложенными в мотивировочной части решения о рекомендательном характере письма Министерства здравоохранения Хабаровского края от 03.05.2011 N 01.2-4342, суд апелляционной инстанции не учел следующее.
Предметом спора по настоящему делу является оспаривание решения антимонопольного органа в части принятия пунктов 2 и 3 с обоснованием неправомочности указаний по совершению определенных действий лицу, в отношении которого прекращено рассмотрение дела в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
Между тем, рассматривая названное дело, суд первой инстанции в нарушение требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вышел за пределы заявленных требований и фактически дал оценку законности и обоснованности принятия антимонопольным органом решения о прекращении рассмотрения дела в связи с отсутствием в действиях Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Дальхимфарм" оспорило решение антимонопольного органа в части принятия пунктов 2 и 3 по мотиву неправомочности совершения УФАС России по Хабаровскому краю определенных действий при прекращении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Отказ в удовлетворении требований ОАО "Дальхимфарм" по названному делу в суде апелляционной инстанции не обжаловался и в соответствии с положениями части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестым арбитражным апелляционным судом законность и обоснованность отказа не проверялись.
Между тем выводы, содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции, о подтверждении рекомендательного характера письма от 03.05.2011 N 01.2-4342 сделаны без учета требований части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы, содержащиеся в решении суда первой инстанции о рекомендательном характере письма Министерства здравоохранения Хабаровского края от 03.05.2011 N 01.2-4342 и необязательности его исполнения подлежат исключению из мотивировочной части названного судебного акта, кассационная жалоба ЗАО "ИСТ-ФАРМ" - удовлетворению.
При этом судом кассационной инстанции учтено, что решением от 19.01.2012 по делу N А73-12480/2011 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению ЗАО "ИСТ-ФАРМ" о признании недействительным решения антимонопольного органа от 08.08.2011 N 42 в части прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства отказано в удовлетворении заявленных требований по мотиву преюдициальности обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением суда от 19.10.2011 по делу N А73-9673/2011 Арбитражного суда Хабаровского края, законность которого подвергается проверке судом кассационной инстанции.
Кроме этого, суд кассационной инстанции счел необоснованным отклонение судом первой инстанции заявленного ЗАО "ИСТ-ФАРМ" ходатайства об отложении судебного заседания в связи с направлением последним в Арбитражный суд Хабаровского края заявления (исходящий N 470 от 19.10.2011) об оспаривании решения антимонопольного органа от 08.08.2011 N 42 в части прекращения дела и возможном объединении дел в одно производство по правилам части 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции при принятии решения допустил нарушение норм процессуального права, а суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, данное нарушение не устранил, решение суда первой инстанции подлежит изменению путем исключения из мотивировочной части выводов, изложенных судом вне предмета заявленного спора, и послуживших основанием для признания их имеющими преюдициальное значение по другому рассмотренному делу, а постановление суда апелляционной инстанции - отмене.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ИСТ-ФАРМ" удовлетворить.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 отменить.
Решение от 19.10.2011 по делу N А73-9673/2011 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части изменить, исключить из мотивировочной части абзацы следующего содержания:
"Как следует из представленного письма, оно носит рекомендательный характер, следовательно, не обязательно для исполнения учреждениями здравоохранения Хабаровского края."
"Поскольку спорное письмо носит рекомендательный характер, оно не порождает последствий в виде обязанности заключения договора на поставку инфузионных растворов у ОАО "Дальхимфарм."
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А. Боликова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.