г. Хабаровск |
N Ф03-1242/2012 |
20 апреля 2012 г. |
А73-9672/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А.Боликовой
Судей: Л.К.Кургузовой, Е.П.Филимоновой
при участии
от Министерства здравоохранения Хабаровского края: Тян В.Ю., представитель по доверенности от 29.03.2012 N 6; Гончаров Е.Б., представитель по доверенности от 21.09.2011 N 12; Кулумбегов К.И., представитель по доверенности от 12.04.2012 N 7;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Оттева В.Г., представитель по доверенности от 16.08.2010 N 7/6333;
от закрытого акционерного общества "Роста": представитель не явился;
от Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия "Фармация": представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 31.10.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012
по делу N А73-9672/2011 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.М.Луговая, в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д.Пескова, И.И.Балинская, Е.И.Сапрыкина
По заявлению Министерства здравоохранения Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третьи лица: закрытое акционерное общество "Роста", Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие "Фармация"
о признании недействительными решения от 07.07.2011 N 36 и предписания от 07.07.2011 N7/5290(15)
Министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - Министерство здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными: решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС России по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) от 07.07.2011 N 36 и предписания от 07.07.2011 N 7/5290 (15).
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.08.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Роста" (далее - ЗАО "Роста", Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие "Фармация" (далее - ХКГУП "Фармация").
Решением суда первой инстанции от 31.10.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с действующим законодательством заказчик (Министерство здравоохранения) при размещении заказа наделен правом: самостоятельно определять лоты по предмету торгов или выставлять предмет торгов отдельным лотом, а также правом и обязанностью по определению содержания каждого лота по предмету торгов и содержания предмета торгов, выставленного единым лотом.
Кроме этого суды указали, что антимонопольный орган не представил доказательств того, что порядок формирования лота при указании в нём нескольких торговых наименований инсулинов, повлиял на состояние конкурентной среды, и привёл к ограничению доступа к участию в аукционе производителей, поставщиков инсулинов, и большого числа дистрибьюторов.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе УФАС России по Хабаровскому краю, полагающего, что судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем считает судебные акты подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Министерства здравоохранения.
По мнению заявителя кассационной жалобы, включение в один лот инсулинов с различными торговыми наименованиями разных производителей ограничивает количество участников торгов и приводит к недопущению, ограничению конкуренции на данном товарном рынке, что является нарушением части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Министерство здравоохранения в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, присутствующих в судебном заседании, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что Министерством здравоохранения Хабаровского края 31.12.2010 размещен государственный заказ на право заключения государственных контрактов на оказание услуги по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей отдельных категорий граждан Хабаровского края, имеющих право на получение государственной социальной помощи и имеющих право на бесплатное или со скидкой получение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей за счет средств краевого бюджета во II полугодии 2011 года.
На участие в аукционе поданы заявки ХКГУП "Фармация" по лотам N N 1-5 и ЗАО "Роста" по лотам N N 6-33. Данные участники допущены к участию в аукционе, но в связи с отсутствием иных претендентов аукцион признан несостоявшимся и государственные контракты заключены с единственным участником (протокол рассмотрения заявок от 04.02.2011).
По поручению Федеральной антимонопольной службы УФАС России по Хабаровскому краю проведена проверка размещенного Министерством здравоохранения Хабаровского края государственного заказа по данному аукциону.
31.05.2011 приказом N 265 возбуждено дело N 8-01/117 по признакам нарушения Министерством здравоохранения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в объединении в один лот при проведении открытого аукциона инсулинов различных торговых наименований, оказания услуг по поставке товаров, их хранению и отпуску отдельным категориям граждан; сформирована комиссия для рассмотрения дела.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом принято решение от 07.07.2011 N 36, в соответствии с которым действия Министерства здравоохранения Хабаровского края, выразившиеся:
- в объединении в предмете аукциона услуг по закупке товара, по распределению закупленного товара, по поставке товара в пункты отпуска исполнителя (либо арендованные исполнителем), по приемке товара в пунктах отпуска, по хранению лекарственных средств, по ведению автоматизированного учета поступления, отпуска, персонифицированной базы данных обслуживания рецептов и отпущенного по ним товара в программном продукте заказчика; услуг по организации отпуска товара по рецептам через аптечные учреждения (пункты отпуска); услуг по перераспределению товара между аптечными учреждениями края, услуг по организации отсроченного обеспечения рецептов;
- в объединении в составе лота N 24 различных торговых наименований инсулинов признаны нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
УФАС России по Хабаровскому краю выдано предписание от 07.07.2011 N 7/5290(15) о прекращении нарушений части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Министерство здравоохранения Хабаровского края обратилось с заявлением арбитражный суд.
Признавая недействительными оспариваемые решения и предписания, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
По смыслу положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг). Кроме того, допускается возможность объединения в состав одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой.
Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого отдельным категориям граждан набора социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Материалами дела подтверждается, что основанием для принятия оспариваемого решения и вынесения предписания антимонопольного органа являлось, в том числе, объединение при проведении аукциона в один лот N 24 различных наименований инсулинов.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и установив, что согласно Перечню лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 N 665, инсулины составляют одну группу лекарственных средств, антимонопольным органом не представлено доказательств, что иные лица были лишены возможности принять участие в конкурсе, пришли к обоснованному выводу о том, что объединение в один лот различных торговых наименований инсулинов не повлияло на количество участников аукциона, аукционная документация соответствует требованиям Закона о размещении заказов, и у антимонопольного органа отсутствовали основания для принятия решения и вынесения предписания.
Учитывая, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.10.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по делу N А73-9672/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А.Боликова |
Судьи |
Л.К.Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.