г. Хабаровск |
N Ф03-1450/2012 |
23 апреля 2012 г. |
А59-3037/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.К. Кургузовой
Судей: Е.П. Филимоновой, Г.В. Котиковой
при участии
от заявителя: Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" Сахалинский филиал - Покусаев Р.Н., представитель по доверенности от 30.01.2012 N 01-01/Ю-12; Стоянова Н.А., представитель по доверенности от 21.12.2011 N 4287;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области - представитель не явился;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Морской порт Шахтерск" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сахалинского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт"
на решение от 31.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012
по делу N А59-3037/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шестопал И.Н., в суде апелляционной инстанции судьи Грачёв Г.М., Солохина Т.А., Пяткова А.В.
По заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Морской порт Шахтерск"
о признании недействительными решения и предписания
Федеральное государственное унитарное предприятие Сахалинский филиал "Росморпорт" (адрес - 127055, г. Москва, ул. Сущевская, 19, стр.7, ОГРН 1037702023831, далее - заявитель, предприятие) в лице Сахалинского филиала обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения, предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 17.06.2011 по делу N 08-05/2011.
Определением суда от 25.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Морской порт Шахтерск".
Решением суда от 31.10.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу об установлении предприятием монопольно высокой цены на оказание услуг по безопасной стоянке судов.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, предприятие обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права, а также несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, антимонопольный орган определил монопольно высокую цену оказываемых обществом услуг по безопасной стоянке судов без установления цены на соответствующие услуги на конкретном рынке. Как полагает общество, часть федерального имущества в морских портах Российской Федерации принадлежит на праве хозяйственного ведения Федеральному государственному унитарному предприятию "Нацрыбресурс", оказывающему услуги по безопасной стоянке судов. При этом заявитель приводит доводы о том, что договор на оказание услуг по безопасной стоянке был заключен между обществом и ООО "Морской порт Шахтерск" в добровольном порядке в соответствии с требованиями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управление в отзыве на кассационную жалобу против доводов кассационной жалобы возражает и просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Антимонопольный орган, третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, кассационная инстанция считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.04.2011 в отношении предприятия возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения заявления и материалов дела, управлением 17.06.2011 принято решение, которым ФГУП "Росморпорт" признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции ввиду установления монопольно высокой цены на услуги по безопасной стоянке судов в 3, 4 кварталах 2010 года в географических границах - акватория морского порта Шахтерск Муниципального образования "Углегорский муниципальный район", за исключением терминалов Углегорск и Бошняково.
На основании решения предприятию выдано предписание от 17.06.2011 N 08-05/2011 о прекращении нарушений пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и в срок до 18.07.2011 установить цену на услуги по безопасной стоянке судов в географических границах - акватория морского порта Шахтерск Муниципального образования "Углегорский муниципальный район", за исключением терминалов Углегорск и Бошняково на базе экономически обоснованных затрат и экономически обоснованной нормы прибыли.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.09.2002 N 705 "О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами", в целях совершенствования системы государственного управления и эффективного использования федерального имущества в морских торговых и специализированных портах принято решение о создании ФГУП "Росморпорт" с закреплением за ним на праве хозяйственного ведения федерального имущества морских портов, не закрепленного за администрациями морских портов.
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 30.04.2004 N 1580-Р "О закреплении на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт" федерального недвижимого имущества" имущество порта Шахтерск (гидротехнические сооружения, имеющие устройство для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов) закреплено за ФГУП "Росморпорт" на праве хозяйственного ведения.
Судами установлено, что предприятие занимает доминирующее положение на рынке оказания услуги по безопасной стоянке судов в морском порту Шахтерск и включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте. Доля предприятия на рынке составляет 100 процентов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке определенного товара, запрещается осуществлять действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Антимонопольным органом проведен анализ и оценка конкурентной среды на рынке услуг по безопасной стоянке судов в морском порту Шахтерск в 2009 и 2010 годах, исследовав который суды установили правильность определения продуктовых и географических границ товарного рынка, исходя из сезонности услуг в порту Шахтерск, который является замерзающим, из периода навигации в порту, из островного положения Сахалинской области, из условий договоров оказания услуг, заключенных предприятием в 2009-2010 годы.
В результате проведения аналитического анализа управление пришло к выводу, что цена, установленная предприятием, за оказание услуг по безопасной стоянке судов в морском порту Шахтерск Муниципального образования "Углегорский муниципальный район" в 3, 4 квартале 2010 года содержит признаки монопольно высокой цены.
В силу статьи 6 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей в проверяемом периоде, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает цену, которую, в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке, эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев.
Таким образом, для признания цены монопольно высокой достаточно подтвердить несоответствие цены над суммой необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли.
При анализе динамики цен антимонопольным органом установлен опережающий рост показателей прибыли по сравнению с ростом затрат на реализацию услуг по безопасной стоянке судов в исследуемом периоде. При этом антимонопольным органом исследованы условия обращения товара на исследуемом рынке, произведен постатейный анализ расходов, результаты исследования отражены в сравнительных таблицах, содержащихся в аналитическом отчете и оспариваемом решении антимонопольного органа. Данные обстоятельства послужили основанием для вывода антимонопольного органа о том, что неснижение ранее установленной в 2009 году цены при значительном снижении в 3 и 4 кварталах 2010 года расходов на реализацию данной услуги не обусловлено какими-либо объективными причинами и соответственно о нарушении предприятием пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В связи с отсутствием сопоставимых рынков монопольно высокая цена определена антимонопольным органом по критерию ее несоответствия над суммой необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судебными инстанциями правовых норм; были предметом исследования и надлежащей правовой оценки в судах первой и апелляционной инстанций. Правовые основания для переоценки выводов судов об установленных обстоятельствах у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы по данному делу составляет 1 000 руб., а заявителем при её подаче уплачено 2 000 руб., госпошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату заявителю на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289, 104 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А59-3037/2011 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Росморпорт" Сахалинский филиал из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.