г. Хабаровск |
|
11 мая 2012 г. |
А51-14326/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Цирулик О.В.
Судей: Гребенщикова С.И., Красковской О.Г.
при участии
от истца: Семенюк И.В., представитель по доверенности от 09.01.2012 N ДЭК-20-15/219Д; Фоменкова Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2012 N ДЭК-20-15/820Д;
от ответчика: Молчанов А.В., представитель по доверенности от 23.04.2012 N 5; Полоротова М.Н., представитель по доверенности от 23.04.2012 N 4; Лепнякова А.А., представитель по доверенности от 23.04.2012 N 6
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю"
на решение от 21.12.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012
по делу N А51-14326/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Галочкина Н.А., в апелляционном суде судьи Засорин К.П., Шевченко С.В., Чижиков И.С.
По иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю"
о взыскании 2 669 933 руб. 44 коп.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660; место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Тигровая, 19; далее - ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (ОГРН 1022500821034; место нахождения: 92239, Приморский край, Спасский район, ж/д ст. Старый Ключ, ул. Раздольная, 4а; далее - учреждение) о взыскании 2 669 933 руб. 44 коп., составляющих сумму долга за поставленную в период с января по март 2011 года электрическую энергию по государственному контракту от 16.02.2011 N С1007.
Иск мотивирован неполным исполнением ответчиком обязанности по оплате потребленной энергии ввиду неверного применения тарифа, в связи с чем имеющаяся задолженность подлежит взысканию на основании статей 309, 310, 539, 544 ГК РФ.
Решением от 21.12.2011, оставленным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 без изменения, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные акты мотивированы необходимостью применения в расчетах тарифа, установленного для категории "прочие потребители", поскольку материалами дела подтверждается отсутствие раздельного учета энергии, поступающий в административные здания учреждения и жилые зоны, позволяющего использовать тариф для группы "население" в отношении всего объема энергопотребления.
В кассационной жалобе учреждение просит решение и постановление апелляционного суда отменить и направит дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При этом заявитель жалобы оспаривает выводы судов о недифференцированном потреблении электроэнергии объектами для содержания заключенных и административными помещениями. Указывает на необходимость отнесения ряда помещений к категории жилых объектов. Считает допустимым осуществление раздельного учета потребления электроэнергии расчетным способом.
В представленном отзыве ОАО "ДЭК" приводит доводы о соответствии судебных актов нормам права в области энергоснабжения и указывает на невозможность применения тарифа для группы "население" в отсутствии раздельного учета на объектах учреждения.
Представители учреждения и ОАО "ДЭК" в заседании суда кассационной инстанции поддержали, соответственно, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Проверив законность обжалуемых решения от 21.12.2011 и постановления апелляционного суда от 05.03.2012, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, 16.02.2011 между ОАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик) и учреждением (покупатель) заключен договор энергоснабжения N С1007 (государственный контракт), по условиям которого поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии и мощности через привлеченных третьих лиц, а покупатель - оплачивать приобретенную энергию.
В приложении N 3 к данному контракту согласован перечень мест установки приборов учета, по которым производится расчет за отпущенную энергию.
За поставленную в период январь-февраль 2011 года электроэнергию истцом выставлены ответчику счета-фактуры N N 90900002623 и 90900005256 на общую сумму 1 812 340 руб. 48 коп., при этом стоимость энергии для административных зданий рассчитана по тарифу для бюджетных потребителей в размере 3,86 руб./кВт.ч, а для жилых зданий - по тарифу для населения жилых зон при ВЧ и ИТУ СН2 в размере 1,69 руб./кВт.ч.
Ответчик оплатил полученную энергию в сумме, указанной в данных счетах-фактурах.
Впоследствии истец произвел перерасчет, определив стоимость отпущенной энергии по всем объектам колонии по тарифу для бюджетных потребителей, и выставил ответчику к оплате суммы, образовавшиеся за счет межтарифной разницы.
Причиной обращения ОАО "ДЭК" в арбитражный суд с настоящим иском послужила неоплата ответчиком потребленной в спорный период электрической энергии в сумме, сложившейся после перерасчета.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (часть 1 статьи 424 ГК РФ).
Цены (тарифы) в электроэнергетике - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (далее - цены (тарифы)). При этом государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (статьи 3, 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 23.12.2010 N 61 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Приморскому краю на 2011 год" установлен тариф на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в размере 1,69 руб./кВт.ч.
Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 28.12.2010 N 64/3 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на территории Приморского края, за исключением электрической энергии (мощности) поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2011 год" для ОАО "ДЭК" установлен одноставочный тариф для прочих потребителей при использовании мощности менее 5500 часов - 3,86 руб./кВт.ч.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний (в редакции, действовавшей в период спорных поставок энергии) аналогично тарифной группе "население" производится расчет тарифов для ряда приравненных к такой категории потребителей, включая физических лиц, приобретающих электрическую энергию в целях потребления в помещениях для содержания осужденных, при условии наличия раздельного учета в указанных помещениях.
Аналогичным образом данная категория потребителей включена в перечень категорий потребителей, приравненных к населению, приказом N 655-э Приказ ФСТ РФ от 31.12.2010 N 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" в редакции, относящейся к спорному периоду.
Кроме того, согласно разъяснениям ФСТ РФ, данным в письме от 10.09.2008 N НБ-5157/12, к жилым зонам при исправительно-трудовых учреждениях уголовно-исполнительной системы необходимо относить все виды жилых помещений, в которых проживают граждане, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления. В частности, сюда относятся жилые зоны при исправительно-трудовых учреждениях (жилые дома, общежития, в которых проживают обслуживающий персонал, работники исправительно-трудовых учреждений, их семьи и т.д.), а также для осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, которые оплачивают из собственных средств, заработанных на производстве уголовно-исполнительной системы, коммунальные услуги и другие виды расходов, связанные с их содержанием. Для целей расчетов за энергопотребление этими лицами может быть применен тариф, установленный для группы "население", при условии установления раздельного учета на указанные объекты.
Основываясь на указанных выше положениях норм права и разъяснений уполномоченного органа, суды пришли к правильному выводу о допустимости применения в расчетах истца с учреждением тарифа для населения в отношении жилых зон, где проживают осужденные.
В то же время установление факта организации раздельного учета по жилым объектам энергопотребления исправительного учреждения имеет решающее значение для применения в расчетах по этим объектам тарифа "население". При этом организация раздельного учета предполагает выделение из жилой зоны объектов, имеющих административное назначение. Оплата энергопотребления этими объектами производится по тарифам, установленным для бюджетных потребителей, входящих в группу "Прочие потребители".
Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе схемой расположения объектов ФКУ ПК-33 ГУФСИН по ПК с указанием расчетных приборов учета, подписанной представителями истца и ответчика, факт наличия раздельного учета электрической энергии, поступающей в административные здания и жилые зоны учреждения, не подтвержден.
Приложение N 3 к договору содержит сведения о наличии приборов учета NN 235530 и 0689181000135914 в зоне, обозначенной как "исправительная колония "поселок"-б/н", при этом данных, позволяющих достоверно отнести все объекты, входящие в данную зону, исключительно к жилым помещениям для содержания спецконтингента, ответчиком не представлено.
Поскольку для дифференцированного применения тарифов решающее значение имеет факт раздельного учета энергопотребления помещениями жилого и административного назначения, притом, что отсутствие такого учета подтверждается материалами дела, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности произведенного истцом перерасчета и правомерно удовлетворили исковые требования в заявленном размере.
Ссылки заявителя жалобы на назначение тех или иных объектов энергопотребления как жилых зон не имеют правового значения в виду недоказанности ответчиком наличия раздельного учета электроэнергии непосредственно объектами административного назначения колонии.
Доводы о раздельном учете потребленной электроэнергии расчетным способом в порядке пунктов 144, 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку указанный порядок в данном случае неприменим к правоотношениям сторон.
В целом, доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводом судов об отсутствии раздельного учета электрической энергии и фактически направлены на переоценку доказательств по данному вопросу, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, определенных нормами главы 35 АПК РФ.
Учитывая изложенное, решение от 21.12.2011 и постановление апелляционного суда от 05.03.2012 приняты с правильным применением норм материального и процессуального права, поэтому основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.12.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по делу N А51-14326/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.