г. Хабаровск |
|
22 июня 2012 г. |
А73-9506/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: С.Е. Лобаря
судей: Е.В. Зимина, С.Н. Новиковой
при участии:
от истца - представитель Петряшина А.В. по доверенности от 11.04.2012 N 07/88;
от ответчика - представитель Федоров А.В. по доверенности от 10.06.2010;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 19.12.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012
по делу N А73-9506/2011 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ж.А. Усенко, в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Н. Головнина, Т.С. Гетманова, Т.Д. Козлова
по иску Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1"
к Министерству финансов Российской Федерации
третьи лица - Министерство социальной защиты населения Хабаровского края; Финансовый департамент администрации города Хабаровска
о взыскании убытков
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (адрес - город Хабаровск, улица Промышленная, 19; ОГРН - 1022701291766) (далее - МУП г. Хабаровска "ХПАТП N1", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству финансов Российской Федерации (адрес - город Москва, улица Ильинка, 9; ОГРН - 1037739085636) (далее - Минфин РФ, министерство, ответчик) о взыскании убытков в размере 27 481 978,30 рублей, связанных с перевозкой в 2009 году граждан по единому социальному проездному билету.
Решением суда от 19.12.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012, исковые требования удовлетворены.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации, в которой заявитель просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований предприятия отказать.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан и возмещение убытков транспортных организаций предусмотрены постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края".
Кроме того заявитель считает, что расчет иска документально не подтвержден, поскольку не содержит сведений о точном фактическом количестве перевезенных пассажиров льготных категорий, полагая необоснованным определение расходов предприятия на основании инструкций Госкомстата касательно количества поездок, совершаемых в течение месяца гражданами имеющими социальные проездные билеты.
В отзывах на кассационную жалобу МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" и Финансовый департамент администрации города Хабаровска не согласились с ее доводами, просили обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Министерство финансов Российской Федерации и МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзывов на нее, заслушав в судебном заседании представителей явившихся сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприятие в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 во исполнение постановления Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" (далее - постановление Губернатора N 122) и на основании заключенного с администрацией города Хабаровска соглашения от 14.01.2009 N 1.1-22/13 об организации перевозки в городском транспорте общего пользования отдельных категорий граждан по единому социальному проездному билету в 2009 году, осуществляло перевозку граждан по единому социальному проездному билету.
Полагая, что из федерального бюджета предприятию не в полном размере были возмещены расходы на предоставление указанной льготы, МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" обратилось с иском в арбитражный суд.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2992/09, предъявляемые транспортными предприятиями расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ являются реальными ущербом и должны быть подтверждены документально.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ постановлением Губернатора от 17.05.2005 N 122 с 01.07.2005 на территории Хабаровского края установлены порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан и стоимость такого билета. Предписано Министерству финансов Хабаровского края перечислять ежемесячно денежные средства на лицевой счет Минсоцзащиты Хабаровского края, а данному органу - обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели (пункты 7, 7.3, 9, 9.4 названного постановления).
При этом в постановлении Губернатора от 17.05.2011 N 122, вопреки утверждению заявителя, не представлен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края и стоимостью единого социального проездного билета.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10, подлежащей применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел, расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что организация непосредственно предоставляющая потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеет право получить компенсацию в виде не полученной с потребителей платы, а переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций не покрыли расходов истца по предоставлению льгот.
При этом судами обеих инстанций проверен расчет убытков, приведенный истцом, и признан правильным не только по методике, полностью соответствующей способу расчета, предложенному в указанном выше постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, но и по исходным данным, в то время как достоверных доказательств, опровергающих исходные данные, использованные в расчете, ответчик не представил, необоснованно возражая относительно методики расчета, кроме того, фактически, предлагая суду кассационной инстанции переоценить установленные судами обстоятельства дела.
Между тем, правовые основания для переоценки выводов судов о доказанности размера убытков, подлежащих возмещению, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции арбитражного суда кассационной инстанции, отсутствуют.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в то время как позиция заявителя построена на неверном толковании указанных норм.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.12.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу N А73-9506/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
Е.В. Зимин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.