г. Хабаровск |
|
16 апреля 2012 г. |
Дело N А73-9506/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Гетмановой Т.С., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цебенко Н.Н.
при участии в заседании:
от истца: Петряшина Е.В., доверенность от 13.04.2010 N 857;
от Минфина России: Федоров А.В., доверенность от 10.06.2010;
от Финансового департамента Администрации города Хабаровска: Зайцев М.В., доверенность от 16.12.2011 N 04-02/2933,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 19 декабря 2011 года по делу N А73-9506/2011 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Усенко Ж.А.
по иску Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1"
к Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании убытков
третьи лица: Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Финансовый департамент Администрации города Хабаровска
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (ОГРН 1022701291766, г. Хабаровск, далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, г. Москва, далее - Минфин России, ответчик) о взыскании убытков в размере 27 481 978,30 руб., причиненных в результате перевозки граждан по единому социальному проездному билету за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Определением арбитражного суда от 17.08.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Финансовый департамент Администрации города Хабаровска (далее - третьи лица).
Определением суда от 20.09.2011 по инициативе суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Хабаровского края, которое определением суда от 19.10.2011 по ходатайству истца исключено из числа ответчиков по делу.
Решением арбитражного суда от 19.12.2011 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение от 19.12.2011 отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает на то, что определение расходов транспортных предприятий, перевозящих граждан по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ), в части определения количества поездок в месяц на одного льготника на основании Инструкций Госкомстата неправомерно, так как постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных граждан на территории Хабаровского края" (далее - Постановление Губернатора Хабаровского края N 122) утвержден порядок возмещения таких расходов. Ссылается на то, что перечисление денежных средств из федерального бюджета бюджету Хабаровского края в виде межбюджетных трансфертов свидетельствует о наличии нормативного правового акта Хабаровского края, устанавливающего расходные обязательства субъекта по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта, а не о расходных обязательствах Российской Федерации в рамках спорных правоотношений. Находит не подтвержденным документально расчет истца в части показателей количества поездок граждан. Также считает, что истцом не представлены документы, подтверждающие включение в сумму средств, полученных истцом из краевого бюджета, средства, полученные от реализации ЕСПБ гражданам через ФГУП "Почта России".
Истец в отзыве с доводами жалобы не согласился, в обоснование указав на правомерность выводов суда первой инстанции.
Финансовый департамент Администрации города Хабаровска в отзыве также указал на законность и обоснованность оспариваемого решения, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Минфина России приведены доводы в поддержку апелляционной жалобы. Представители ответчика и третьего поддержали доводы своих отзывов на жалобу. Финансовый департамент Администрации города Хабаровска, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил.
Проверив законность решения от 19.12.2011, с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов на нее, выступлений участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела, между Администраций г. Хабаровска и Предприятием 14.01.2009 заключено соглашение N 1.1-22/13, по условиям которого истец принял на себя обязательство по оказанию услуг по перевозке отдельных категорий граждан в городском транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету согласно постановлению Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 (пункты 1.1, 2.1.1).
На основании вышеуказанных соглашения и постановления Предприятие в 2009 году осуществляло деятельность по перевозке граждан, имеющих право на бесплатный проезд в общественном транспорте на основании ЕСПБ.
Ссылаясь на то, что расходы на предоставление названных льгот из федерального бюджета в полном объеме не возмещены, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
При этом данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Федерального Закона N 122-ФЗ постановлением губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 с 01.07.2005 на территории Хабаровского края установлены порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан и стоимость такого билета, которая составила в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 430 рублей в месяц. Этим же постановлением Министерству финансов Хабаровского края предписано перечислять ежемесячно денежные средства на лицевой счет Минсоцзащиты Хабаровского края, а последнему - обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели (пункты 7.3, 9.4).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Как усматривается из материалов дела, истцу выделены денежные средства на перевозку льготной категории граждан по ЕСПБ в сумме 6 861 752,90 руб. из федерального бюджета и 199 533 678,80 руб. из бюджета Хабаровского края.
Однако переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации денежных средств на реализацию льгот по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, включенных в федеральный регистр, оказалось недостаточно.
Так, согласно расчету истца сумма не полученных их федерального бюджета указанных денежных средств составила 27 481 978,30 руб. При этом истец правомерно применил в расчете следующие данные:
- о количестве реализованных в 2009 году ЕСПБ, в том числе по федеральному регистру 284 797 штук; по региональному - 632 957 штук (т. 1, л.д. 26-54). С учетом соглашения между истцом и МУП г. Хабаровска "ТТУ" от 16.06.2008 о распределении финансирования за перевозку льготных категорий граждан из бюджетов всех уровней в процентном соотношении к перевезенным пассажирам льготной категории, на истца приходится 59,5% (т. 1, л.д. 76), что в количественном выражении составляет 376 609 штук реализованных ЕСПБ по региональному регистру и 169 453 штуки - по федеральному регистру;
- о количестве поездок льготных категорий граждан из расчета 35 поездок в месяц на одного льготника, полученных в результате деления общего количества перевезенных льготных категорий граждан в размере 19 367 100 человек (согласно данным ежемесячных отчетов о перевозке пассажиров, утвержденных Управлением транспорта Администрации г. Хабаровска, акта сверки о количестве перевезенных пассажиров, согласованного представителями Управления транспорта администрации г. Хабаровска, Управления социальной работы с населением администрации г. Хабаровска и Предприятия, а также сведений статистической информации (т. 1, л.д. 14-23, 63-75) на количество реализованных ЕСПБ, приходящихся на истца - 546 062 штуки (376 609 + 169 453). Данное количество поездок льготных категорий граждан соответствует также указанному в постановлении Губернатора Хабаровского края от 29.04.2005 N 101 "О количестве поездок для определения объема перевозок пассажиров льготных категорий";
- о стоимости проезда на общественном транспорте в период с 01.01.2009 по 30.09.2009 в размере 12 руб. (постановление мэра г. Хабаровска от 17.02.2006 N 214 "О реализации мер социальной поддержки населения по обеспечению проезда на пассажирском транспорте общего пользования г. Хабаровска") и в период с 01.10.2009 по 31.12.2009 - в сумме 13 руб. (постановление Администрации г. Хабаровска от 12.08.2009 N 2874 "О тарифах на пассажирском транспорте общего пользования г. Хабаровска").
В результате произведения данных о выданных ЕСПБ, тарифов на перевозку и количества поездок по таким билетам получены соответствующие суммы расходов истца, связанные с перевозкой льготной категории пассажиров в размере 72 665 180 руб. - на проезд пассажиров, пользующихся льготой по федеральному регистру, и 161 212 230 руб. - по региональному регистру (т. 3, л.д. 58-59).
Принимая во внимание указанные выше денежные средства, полученные истцом из федерального и бюджета Хабаровского края, сумма убытков истца составила 27 481 978,30 руб. (с учетом перефинансирования из бюджета Хабаровского края).
Данный расчет арбитражным апелляционным судом проверен и признан правильным с арифметической точки зрения, а также соответствующим правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной, в том числе, в постановлении от 23.06.2009 N 2992/09.
Ссылка заявителя жалобы на невключение в сумму средств, полученных истцом из краевого бюджета, денежных средств, полученных от реализации ЕСПБ гражданам через ФГУП "Почта России", арбитражным апелляционным судом не принимается, поскольку документально данное обстоятельство не опровергнуто лицами участвующими в деле, в том числе Минсоцзащиты Хабаровского края, которое непосредственно осуществляет ежемесячное перечисление истцу денежных средств в счет возмещения спорных расходов, в том числе денежных средств, полученных от ФГУП "Почта России".
Применение указанного порядка расчета является обоснованным также и потому, что в постановлении губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края и стоимостью единого социального проездного билета не определен. Доводы заявителя жалобы в данной части являются необоснованными и противоречат выводам, указанным в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 N 9621/10. При этом иная методика расчета убытков заявителем жалобы не представлена.
Поскольку доказательств обеспечения истца органами государственной власти Российской Федерации достаточными денежными средствами для реализации установленных федеральным законодательством льгот в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено, заявленные Предприятием к взысканию расходы в сумме 27 481 978,30 руб. являются реальным ущербом и в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств федерального бюджета (с учетом статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя жалобы арбитражным апелляционным судом отклоняются на основании выводов, сделанных выше.
При изложенном апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения. Обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19 декабря 2011 года по делу N А73-9506/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Н. Головнина |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В результате произведения данных о выданных ЕСПБ, тарифов на перевозку и количества поездок по таким билетам получены соответствующие суммы расходов истца, связанные с перевозкой льготной категории пассажиров в размере 72 665 180 руб. - на проезд пассажиров, пользующихся льготой по федеральному регистру, и 161 212 230 руб. - по региональному регистру (т. 3, л.д. 58-59).
Принимая во внимание указанные выше денежные средства, полученные истцом из федерального и бюджета Хабаровского края, сумма убытков истца составила 27 481 978,30 руб. (с учетом перефинансирования из бюджета Хабаровского края).
Данный расчет арбитражным апелляционным судом проверен и признан правильным с арифметической точки зрения, а также соответствующим правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной, в том числе, в постановлении от 23.06.2009 N 2992/09.
...
Применение указанного порядка расчета является обоснованным также и потому, что в постановлении губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края и стоимостью единого социального проездного билета не определен. Доводы заявителя жалобы в данной части являются необоснованными и противоречат выводам, указанным в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 N 9621/10. При этом иная методика расчета убытков заявителем жалобы не представлена.
Поскольку доказательств обеспечения истца органами государственной власти Российской Федерации достаточными денежными средствами для реализации установленных федеральным законодательством льгот в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено, заявленные Предприятием к взысканию расходы в сумме 27 481 978,30 руб. являются реальным ущербом и в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств федерального бюджета (с учетом статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации)."
Номер дела в первой инстанции: А73-9506/2011
Истец: МУП г. Хабаровска "хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1", МУП г. Хабаровска "ХПАТП 1"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, Министерство финансов Хабаровского края, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю, УФК по Хабаровскому краю
Третье лицо: Министерствво социальной защиты населения Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, ФИНАНСОВЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ХАБАРОВСКА
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2566/12
16.04.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1026/12
29.02.2012 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-365/12
19.12.2011 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-9506/11
02.12.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5466/11
22.11.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5467/11