г. Хабаровск |
|
29 июня 2012 г. |
А51-19079/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К. Судей: Котиковой Г.В., Меркуловой Н.В.
при участии:
от Любинского Леонида Ивановича - представитель не явился;
от Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю - Шемина О.Н., представитель по доверенности от 11.01.2012 N 05-14/5;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю - Муравская А.Л., представитель по доверенности от 06.02.2012 N04-02/00816;
от Юрьевой Надежды Николаевны - представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "ТД-ДАСК" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю
на решение от 29.12.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012
по делу N А51-19079/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Куприянова Н.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Еремеева О.Ю., Алферова Н.В., Гончарова А.В.
По заявлению Любинского Леонида Ивановича
к Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г.Владивостока Приморского края (правопреемник - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю)
третьи лица: Юрьева Надежда Николаевна, общество с ограниченной ответственностью "ТД-ДАСК"
о признании незаконными решения от 31.08.2009, решения от 07.10.2009 N 07-28/241
Любинский Леонид Иванович (Приморский край, 690078, г.Владивосток; далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г.Владивостока, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю, (ОГРН 1122539000011, 690039, г.Владивосток, ул. Русская, 19; далее - инспекция; регистрирующий орган) от 31.08.2009 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов", а также решения Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (ОГРН 1042504383206, г. Владивосток, ул. 1-ая Морская, 2; далее - управление) от 07.10.2009 N 07-28/241, принятого по жалобе на решение инспекции от 31.08.2009 по заявлению формы N Р14001. Одновременно Любинским Л.И. заявлено ходатайство о восстановлении срока для обжалования ненормативных правовых актов.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.03.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суды пришли к выводу об отсутствии у инспекции оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме Р14001.
Постановлением суда кассационной инстанции от 20.09.2011 указанные судебные акты отменены по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 288 АПК РФ, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением суда от 05.11.2011 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ТД-ДАСК" и Юрьева Надежда Николаевна - учредитель данного общества.
При новом рассмотрении дела решением суда от 29.12.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012, с учетом дополнительного постановления от 09.04.2012, заявленные требования удовлетворены в полном объеме, оспариваемые решение инспекции, принятое по заявлению от 24.08.2009 вх. N 2926 по форме Р14001 и решение управления по жалобе Любинского Л.И., признаны несоответствующими Федеральному закону N 129-ФЗ. Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и внести изменения в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, в части касающейся сведений о назначении Любинского Л.И. с 20.08.2009 на должность руководителя ООО "ТД-ДАСК".
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, управление подало кассационную жалобу, в которой просит отменить данные судебные акты. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем, а также представителем инспекции в суде кассационной инстанции, судами неправильно применены нормы материального права, а именно статья 17 Федерального закона N 129-ФЗ, поскольку документы, представленные обществом в регистрирующий орган, содержали недостоверные сведения, неверно установлены фактические обстоятельства и не выполнены в полном объеме указания суда кассационной инстанции. Как полагает управление, рассмотрение возникших спорных правоотношений невозможно без учета его доводов относительно заявления по форме N Р13001, касающегося изменения размера долей участников общества, и принятого по этому заявлению решения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы управления, но в судебное заседание их представители не прибыли.
Любинский Л.И. представил отзыв, в котором указал на то, что им оспаривается по настоящему делу решение инспекции, касающееся отказа в государственной регистрации сведений в ЕГРЮЛ о руководителе ООО "ТД-ДАКС", и решение управления по его жалобе в этой же части, просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставив без изменения принятые по делу судебные акты.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 24.08.2009 Любинский Л.И. обратился в инспекцию Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г. Владивостока с заявлениями о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (ООО "ТД-ДАСК), по форме N 13001, и о внесении изменений в сведения о юридическом лице (ООО "ТД-ДАСК"), содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме N Р14001, касающиеся руководителя данного общества.
Решениями от 31.08.2009 инспекция отказала в государственной регистрации указанных выше изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по причине непредставления документов, определенных в статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица по форме N Р14001, как следует из оспариваемого решения инспекции (т.1 л.д. 58), явилось отсутствие соответствующего заявления по форме N Р14001. При этом регистрирующий орган, как установили суды, фактически исходил из того, что в представленном заявлении неверно заполнены отдельные графы в части причины внесения сведений и размера доли в уставном капитале, которые не соответствуют данным, содержащимся в учредительных документах.
В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Порядок представления документов при государственной регистрации определен статьей 9 этого Федерального закона.
Удовлетворяя требования заявителя, суды исходили из того, что Любинским Л.И., как руководителем ООО "ТД-ДАСК", представлен полный пакет надлежаще оформленных документов, необходимых в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений сведений о руководителе общества. Как установили суды и подтверждается материалами дела, в регистрирующий орган представлены: заявление по форме N Р14001, в котором подлинность подписи Любинского Л.И. как руководителя, постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - ООО "ТД ДАСК", заверена нотариально, и документ об уплате государственной пошлины, о чем в материалах дела имеется расписка.
Суды, отклоняя доводы инспекции и управления, руководствовались положениями статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ, статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 80 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, обоснованно указав на неправомерность требования в данном случае других, не поименованных в Федеральном законе N 129 - ФЗ документов.
В настоящем деле Любинским Л.И. оспаривается решение инспекции от 31.08.2009, оставленное без изменения решением управления от 07.10.2009 N 07-28/241, принятое по заявлению о государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица по форме N Р14001. В этой связи доводы управления относительно государственной регистрации изменения состава участников общества, перехода части доли в уставном капитале, о решении по заявлению по форме N 13001 не имеют правового значения для возникших спорных правоотношений и судами в силу положений статей 197, 198, 200 АПК РФ обоснованно отклонены.
Таким образом, суды установили все юридически значимые обстоятельства дела, оценили в порядке требований статей 71, 200 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, применили нормы материального права соответственно указанным фактическим обстоятельствам, исходя из характера спора, в результате чего пришли к правильному выводу об отсутствии у инспекции оснований, предусмотренных статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ, для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, касающиеся единоличного исполнительного органа юридического лица - руководителя ООО "ТД-ДАСК", и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Поскольку управление не устранило допущенное инспекцией нарушение требований федерального законодательства, его решение в этой части также правомерно признано судами несоответствующим Федеральному закону N 129-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, основаны на ошибочном истолковании названных выше правовых норм, поэтому суд кассационной инстанции считает необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012, дополнительное постановление от 09.04.2012 по делу N А51-19079/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Кургузова Л.К. |
Судьи |
Котикова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.