г. Хабаровск |
|
04 июля 2012 г. |
А51-20400/2011 |
Резолютивная часть постановления от 27 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Г.В. Котиковой
при участии:
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края - представитель не явился;
от Отделения по городу Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Отделения по г.Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 30.01.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012
по делу N А51-20400/2011 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.А. Тимофеева;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л. Сидорович, А.С. Шевченко, Г.М. Грачёв
по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края
к Отделению по городу Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о признании незаконными действий и обязании принять к исполнению и исполнить исполнительные листы
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края (далее - заявитель, взыскатель, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края) (ОГРН 1022500535859, г. Артем, ул. Лазо, 44) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения по городу Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Отделение по г. Большой Камень и Шкотовскому району УФК по Приморскому краю, отделение) (ОГРН 1022500578770, г. Большой Камень, ул. Карла Маркса, 2а) выразившихся в отказе в принятии к исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края серии АС N 003684579 по делу N А51-2202/2011 и исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края серии АС N 003684581 по делу N А51-2204/2011, который изложен в письме от 14.10.2011 N 02-55/1390 и об обязании ответчика принять к исполнению указанные исполнительные листы.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.01.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012, заявление ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края удовлетворено: действия Отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, выразившиеся в отказе в принятии к исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края серии АС N 003684579 от 24.03.2011 по делу N А51-2202/2011 и исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края серии АС N003684581 от 24.03.2011 по делу N А51-2204/2011, изложенном в письме от 14.10.2011 N 02-55/1390 признаны незаконными. Суд первой инстанции обязал Отделение по г. Большой Камень и Шкотовскому району УФК по Приморскому краю принять к исполнению исполнительные листы Арбитражного суда Приморского края серии АС N 003684579 от 24.03.2011, серии АС
N 003684581 от 24.03.2011 о взыскании задолженности с ФБУ Войсковой части 15118.
Законность и обоснованность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе отделения, которое просило решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель кассационной жалобы считает, что судами неправильно применены положения статьи 166.1, главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку действия об отказе в принятии к исполнению исполнительных листов являются правомерными в силу действующего порядка, установленного бюджетным законодательством Российской Федерации, которым не предусмотрено принимать на исполнение документы, предъявленные к организации-должнику, не имеющей открытого лицевого счета в органах Федерального казначейства.
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края, Отделение по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В отзыве на жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края с доводами, изложенными в жалобе, не согласилось, просило оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыва на неё, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, решениями Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2011 по делам
N N А51-2202/2011, А51-2204/2011 удовлетворены требования ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края к ФБУ Войсковая часть 15118 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. 26.04.2001 решения вступили в законную силу.
Во исполнение судебных актов Арбитражным судом Приморского края выданы исполнительные листы серии АС N 003684579, АС N 003684581, которые направлены для исполнения в Отделение по г. Большой Камень и Шкотовскому району УФК по Приморскому краю.
Письмом 14.10.2011 N 02-55/1390 Отделение по г. Большой Камень и Шкотовскому району УФК по Приморскому краю возвратило заявителю исполнительные документы, сославшись на отсутствие лицевого счета получателя средств бюджета в Отделении по г. Большой Камень и Шкотовскому району УФК по Приморскому краю.
Посчитав, что возврат исполнительных документов без исполнения является незаконным, взыскатель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края, апелляционная инстанция, поддерживая выводы суда первой инстанции, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований у отделения для возврата исполнительных документов. Суды исходили из положений пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего основания для возврата исполнительных листов, к которым отсутствие лицевого счета должника - ФБУ Войсковая часть 15118, не отнесено.
Выводы судов обеих инстанций являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Согласно пункту 2 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими к ним приложениями взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В силу пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. Такое основание, как отсутствие лицевого счета должника в данном перечне не содержится.
В соответствии со статьями 16, 318 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если данным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
Согласно пункту 7 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями названного Кодекса.
По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого счета следует производить взыскание.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь изложенными выше нормами, а также принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 21.10.2008 N 6758/08 и от 01.03.2011 N 9647/20, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о необоснованном возврате исполнительных документов взыскателю, поскольку отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не является в силу действующего законодательства основанием для возврата исполнительного листа без исполнения.
Принимая во внимание, что выводы судов обеих инстанций сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.01.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 по делу N А51-20400/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.