г. Хабаровск |
|
27 июля 2012 г. |
А04-9724/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А. Тарасова
Судей: С.Н. Новиковой, Л.Б. Шариповой
при участии
представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 06.02.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012
по делу N А04-9724/2011 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Г.В. Лисовская, в апелляционном суде судьи - Т.С. Гетманова, Е.Н. Головнина, Т.Д. Козлова
По иску Администрации города Благовещенска
к Российской Федерации - Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
третье лицо: Министерство финансов Амурской области
о взыскании 6 122 448 руб.
Администрация города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, адрес (место нахождения): 675000, г. Благовещенск, ул. Ленина, 133, 309; далее - Администрация) обратилась с иском к Российской Федерации - Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, адрес (место нахождения): г. Благовещенск, ул. Ленина, 108; далее - УФК по Амурской области) о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков городского бюджета муниципального образования города Благовещенска в размере 6 122 448 руб., связанных с выплатой денежных средств на приобретение жилья семье инвалида.
Определением суда первой инстанции от 28.12.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Амурской области.
Решением от 06.06.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда, исковые требования Администрации удовлетворены, за счет средств казны Российской Федерации в пользу заявителя взыскано 6 122 448 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство Российской Федерации в лице УФК по Амурской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы казначейство приводит довод о том, что обязанность по предоставлению семье инвалида жилого помещения в черте города Благовещенска на условиях социального найма вне очереди возложена на Администрацию решением Благовещенского городского суда от 14.04.2011. Поэтому считает, что убытки возникли у Администрации в связи с неисполнением решения суда. Требование о взыскании средств с казны Российской Федерации связано с изменением порядка и способа исполнения решения по выплате семье инвалида стоимости жилого помещения из средств муниципального бюджета, однако судом не исследовались доказательства, подтверждающие факт приобретения семьей именно жилого помещения, соответствующего установленным нормам, Администрацией не представлены доказательства регистрации права собственности на указанное помещение.
В отзыве Администрация выражает свое несогласие с изложенными в кассационной жалобе доводами, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, жалобу казначейства - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащем образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для их отмены отсутствуют.
Как следует из материалов дела, решением Благовещенского городского суда от 14.04.2011 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению вне очереди Сутунковой Евгении Ивановне (далее - Сутункова Е.И.), с учетом ее несовершеннолетних детей, а также ребенка-инвалида, благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма, в черте г. Благовещенска Амурской области, общей площадью не менее 108 кв.м. с дополнительной жилой площадью не более 15 кв.м., в виде отдельной комнаты, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Поскольку Определением Благовещенского городского суда от 11.11.2011 способ исполнения решения от 14.04.2011 изменен, платежным поручением от 16.12.2011 N 2904 Администрацией на приобретение жилья перечислено Сутунковой Е.В. 6 122 448 руб.
Администрация, ссылаясь на то, что в результате выплаты денежных средств на приобретение квартиры понесла убытки, которые ей не компенсированы, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов в РФ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Право на предоставление жилых помещении по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 названного Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди прямо закреплено положениями пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Как следует из части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии со статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Положениями статей 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) предусмотрено, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 20 Закона об общих принципах организации местного самоуправления следует, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
В силу статьи 1 Закона Амурской области от 18.01.2007 N 284-ОЗ "О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области" признание граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 6 Закона Амурской области "О жилищной политике в Амурской области".
К компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относятся, в том числе предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 6 статьи 4 Закона Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" (далее - Закон о жилищной политике в Амурской области").
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 этого же Закона по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что право требования возмещения от Российской Федерации расходов по предоставлению не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Судами установлено, что Администрация исполнила обязанность по предоставлению жилого помещения нуждающейся семье, имеющей ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой заболевания, внесенного в перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, признанному малоимущим и принятому на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем выплаты компенсации в размере 6 122 448 руб. В свою очередь Федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, соответствующие расходы не компенсировал.
В этой связи суды законно признали заявленные убытки в сумме 6 122 448 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Данное согласуется с установленными по делу обстоятельствами, утвержденным законодательством и положениями статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка Министерства финансов Российской Федерации на то, что убытки возникли в связи с неисполнением Администрацией решения суда общей юрисдикции о предоставлении семье Сутунковых жилого помещения на условиях социального найма не влияет на правильность выводов судебных инстанций, в связи с тем, что спорная обязанность по предоставлению жилых помещений нуждающимся вне зависимости от формы ее реализации является расходным обязательством Российской Федерации, и, соответственно, не подлежит возмещению за счет средств городского бюджета муниципального образования.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, в связи с чем у администрации отсутствовали правовые основания для отказа семье Сутунковых в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Поскольку выводы судебных инстанций сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы процессуального права, в том числе являющиеся безусловным основанием к отмене обжалуемых судебных актов, арбитражными судами не нарушены, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения принятых по делу решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.02.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по делу N А04-9724/2011 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Тарасов |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.