г. Хабаровск |
|
13 августа 2012 г. |
А04-328/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е. Лобаря
Судей: И.А. Тарасова, Л.Б. Шариповой
при участии:
от заявителя: Садовников А.В. - генеральный директор;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012
по делу N А04-328/2012 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья П.А. Чумаков, в суде апелляционной инстанции - судьи Е.Г. Харьковская, Е.И. Сапрыкина, Е.А. Швец
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания"
к администрации города Благовещенска
о признании недействительным отказа
Общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (ОГРН 1072801005408, место нахождения: 675000, г. Благовещенск, ул. Амурская, 180, оф. 13, далее - ООО "Амурская финансовая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным отказа администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, место нахождения: 675000, г. Благовещенск, ул. Ленина, 133, далее - администрация), выраженного в письме от 27.10.2011 N 5986/16 в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 28:01:010382:417 в собственность за плату для зеленых насаждений. В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило суд обязать администрацию предоставить обществу земельный участок площадью 19061 кв. м, расположенный в квартале 382, с кадастровым номером 28:01:010382:417, для зеленых насаждений, в собственность за плату в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением суда от 12.03.2012 признан недействительным, не соответствующим ЗК РФ отказ администрации, выраженный в письме от 27.10.2011 N 5986/16, в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 28:01:010382:417 в собственность за плату для зеленых насаждений, администрация обязана повторно рассмотреть заявление общества от 12.10.2011 исх. N 518 с учетом предписаний статьи 34 ЗК РФ.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 решение от 12.03.2012 отменено, в удовлетворении требований ООО "Амурская финансовая компания" отказано, со ссылкой на нахождение истребуемого земельного участка в зоне зеленых насаждений общего пользования.
Законность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе ООО "Амурская финансовая компания", считающего постановление от 10.05.2012 незаконным.
Заявитель полагает, что суд апелляционной инстанции сделал вывод без учета ряда перечисленных доказательств относительно расположения спорного земельного участка.
Администрация доводы кассационной жалобы отклонила по мотивам, изложенным в своем отзыве.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу обоснованной.
Как установлено судом из материалов дела, 07.04.2011 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, используемого для зеленых насаждений, находящегося в квартале 382, в собственность за плату. К заявлению прилагалась схема предполагаемых границ земельного участка.
Письмом от 12.08.2011 N 01-16/4341 администрация г. Благовещенска направила обществу схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории от 03.08.2011 N 879/1 и сообщила о невозможности предоставить испрашиваемый земельный участок. Свой отказ администрация обосновала тем, что на запрашиваемом участке фактически существуют зеленые насаждения, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
12.10.2011 общество обратилось в администрацию г. Благовещенска с дополнительным заявлением, в котором просило орган местного самоуправления в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 28:01:010382:417 в собственность за плату. К заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка 28:01:010382:417 от 07.10.2011 N 280/11-10082, разрешенное использование которого - зеленые насаждения.
Письмом от 27.10.2011 N 5986/16 администрация г. Благовещенска сообщила заявителю о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка по основаниям, изложенным в письме от 12.08.2011 N01-16/4341, вследствие чего обществом предъявлены настоящие требования.
Рассматривая их, суды обеих инстанций исходили из следующего.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, до разграничения государственной собственности на земли осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не разграничено, распоряжение участком осуществляется органом местного самоуправления.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определено, что одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Пунктом 1 статьи 3, частью 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (пункт 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В пункте 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и (или) группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (пункт 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Исследовав и оценив по правилам статей 65, 200 АПК РФ доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о непредоставлении ответчиком доказательств нахождения на спорном земельном участке территорий, перечисленных в изложенных выше нормах: красных линий и санитарно-защитных зон (проект установления санитарно-защитной зоны, принадлежности участка к зоне Пр-1 и др.).
При этом суд первой инстанции не принял в качестве таковых выкипировки из генерального плана г. Благовещенска, из карты градостроительного зонирования по спорному земельному участку, поскольку они подтверждают только вхождение испрашиваемого земельного участка в зону лесов и прочей зелени (зона Р-3).
Сославшись на включение испрашиваемого земельного участка в общую систему озеленения территории санитарно-защитной зоны железной дороги и признав отказ администрации законным, суд апелляционной инстанции вместе с тем в нарушение пункта 13 части 2 статьи 271 АПК РФ не указал мотивы, по которым он не согласился с указанным выводом суда первой инстанции.
Кроме того, апелляционным судом не учтено, что отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральным или региональным) или органов местного самоуправления.
Принятие таких актов в отношении спорного земельного участка из материалов дела не усматривается.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 13763/11, земельные участки, отнесенные к категории "особо охраняемых территорий и объектов", в отношении которых такие акты не принимались, могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения, которые не являются ограниченными в обороте (статья 27 ЗК РФ) и могут быть предоставлены в частную собственность.
При таких обстоятельствах признание судом первой инстанции отказа администрации г. Благовещенска в предоставлении обществу спорного земельного участка для зеленых насаждений как незаконного и нарушающего права заявителя в предпринимательской сфере, является обоснованным, поэтому удовлетворение его требований в соответствии со статьей 201 АПК РФ было правомерным.
Поскольку постановление от 10.05.2012 принято с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права, что привело к принятию по делу неправильного судебного акта, то оно подлежит отмене, на основании частей 2, 3 статьи 288 АПК РФ, а решение от 12.03.2012 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 по делу N А04-328/2012 Арбитражного суда Амурской области отменить, решение от 12.03.2012 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с администрации города Благовещенска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в сумме 1 000 руб.
Арбитражному суду Амурской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
И.А. Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.