г. Хабаровск |
|
10 мая 2012 г. |
Дело N А04-328/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания": Садовников А.В., директор;
от администрации города Благовещенска: Зарва А.В., представитель по доверенности от 02.11.2011 N 01-10/5964;
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области апелляционную жалобу администрации города Благовещенска на решение от 12.03.2012 по делу N А04-328/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей П.А. Чумаковым
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания"
к администрации города Благовещенска
о признании недействительным отказа
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (ОГРН 1072801005408, ИНН 2801120230, адрес: 675000, г.Благовещенск, ул.Амурская, 180, оф.13, далее - общество) с заявлением о признании недействительным отказа администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015, адрес: 675000, г.Благовещенск, ул.Ленина, 133, далее - администрация), выраженного в письме от 27.10.2011 N 5986/16 в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 28:01:010382:417 в собственность за плату для зеленых насаждений. В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило суд обязать администрацию предоставить обществу земельный участок площадью 19061 кв.м., расположенный в квартале 382, с кадастровым номером 28:01:010382:417, для зеленых насаждений, в собственность за плату в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 12.03.2012 по делу N А04-328/2012 судом признан недействительным, не соответствующим ЗК РФ отказ администрации, выраженный в письме от 27.10.2011 N 5986/16, в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 28:01:010382:417 в собственность за плату для зеленых насаждений, администрация обязана повторно рассмотреть заявление общества от 12.10.2011 исх. N 518 с учетом предписаний статьи 34 ЗК РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 12.03.2012 по делу N А04-328/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, на основании чего просил апелляционный суд отменить решение Арбитражного суда Амурской области от 12.03.2012 по делу N А04-328/2012.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы общества возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, соответствующим нормам материального и процессуального права, принятым при всестороннем и полном выяснении судом фактических обстоятельств дела, на основании чего просил решение Арбитражного суда Амурской области от 12.03.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 07.04.2011 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, используемого для зеленных насаждений, находящегося в квартале 382, в собственность за плату. К заявлению прилагалась схема предполагаемых границ земельного участка.
Письмом от 12.08.2011 N 01-16/4341 администрация г.Благовещенска направила обществу схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории от 03.08.2011 N 879/1 и сообщила о невозможности предоставить испрашиваемый земельный участок. Свой отказ администрация обосновала тем, что на запрашиваемом участке фактически существуют зеленые насаждения, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
12.10.2011 общество обратилось в администрацию г.Благовещенска с дополнительным заявлением, в котором просило орган местного самоуправления в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 28:01:010382:417 в собственность за плату. К заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка 28:01:010382:417 от 07.10.2011 N 280/11-10082, разрешенное использование которого - зеленые насаждения.
Письмом от 27.10.2011 N 5986/16 администрация г. Благовещенска сообщила заявителю о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка по основаниям, изложенным в письме от 12.08.2011 N 01-16/4341.
Суд первой инстанции признал отказ администрации недействительным. Суд апелляционной инстанции не согласен с выводом суда.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не разграничено, распоряжение участком осуществляется органом местного самоуправления.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определено, что одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Частью 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Как следует из статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие участки. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами. Исходя из изложенного, основными признаками земельных участков общего пользования является общедоступность и принадлежность публичному образованию. В силу указанных выше норм законодатель не ограничил перечень участков общего пользования.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земель поселений осуществляется в соответствии с градостроительной документацией, с учетом обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 (в редакции от 26.05.2011) зона Р-3 выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья и общего благополучия населения при соблюдении видов и параметров разрешенного использования земельных участков.
Как видно из представленных в материалы дела фрагмента аэросъемки города (л.д.72), выкопировки из карты градостроительного зонирования (л.д.73), выкопировки из Генерального плана города (л.д.77), являющегося в силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального зонирования, спорный участок с кадастровым номером 28:01:010382:417 находится в зоне Р-3 (зоне лесов и прочей зелени). Фактически на нем находятся густые зеленые насаждения и он общедоступен для свободного посещения неограниченным кругом лиц.
Участок с кадастровым номером 28:01:010382:417 включен в общую систему озеленения территории санитарно-защитной зоны железной дороги, являющейся территорией специального назначения с особым режимом использования.
Поскольку администрацией города Благовещенска в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены доказательства отнесения спорного земельного участка с кадастровым номером 28:01:010382:417 к территории зеленых насаждений общего пользования, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о соответствии отказа от 27.10.2011 N 5986/16 Земельному кодекса Российской Федерации, в связи с чем основания для удовлетворения требований общества отсутствуют, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 12.03.2012 по делу N А04-328/2012 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015) о признании недействительным отказа администрации города Благовещенска, выраженного в письме от 27.10.2011 N 5986/16, в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 28:01:010382:417 в собственность за плату отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие участки. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами. Исходя из изложенного, основными признаками земельных участков общего пользования является общедоступность и принадлежность публичному образованию. В силу указанных выше норм законодатель не ограничил перечень участков общего пользования.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земель поселений осуществляется в соответствии с градостроительной документацией, с учетом обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
...
Как видно из представленных в материалы дела фрагмента аэросъемки города (л.д.72), выкопировки из карты градостроительного зонирования (л.д.73), выкопировки из Генерального плана города (л.д.77), являющегося в силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального зонирования, спорный участок с кадастровым номером 28:01:010382:417 находится в зоне Р-3 (зоне лесов и прочей зелени). Фактически на нем находятся густые зеленые насаждения и он общедоступен для свободного посещения неограниченным кругом лиц.
...
Поскольку администрацией города Благовещенска в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены доказательства отнесения спорного земельного участка с кадастровым номером 28:01:010382:417 к территории зеленых насаждений общего пользования, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о соответствии отказа от 27.10.2011 N 5986/16 Земельному кодекса Российской Федерации, в связи с чем основания для удовлетворения требований общества отсутствуют, решение суда первой инстанции подлежит отмене."
Номер дела в первой инстанции: А04-328/2012
Истец: ООО "Амурская финансовая компания"
Ответчик: Администрация города Благовещенска
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2208/13
17.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13103/12
22.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13103/12
25.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13103/12
13.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3366/12
10.05.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1597/12
12.03.2012 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-328/12