г. Хабаровск |
|
20 августа 2012 г. |
А51-14692/2011 |
Резолютивная часть постановления от 14 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Карпушиной Т.Н., Саранцевой М.М.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
на решение от 13.03.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012
по делу N А51-14692/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Самофал Д.А., в апелляционном суде судьи: Гончарова А.В., Алферова Н.В., Грачев Г.М.
По заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Акация"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
заинтересованные лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
об оспаривании решения
Дачное некоммерческое товарищество "Акация" (ОГРН 1112539001068, место нахождения: 690108, Приморский край, г. Владивосток, ул. Постышева, 17-14) (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690033, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, 12) (далее - департамент) о признании незаконным отказа департамента от 16.08.2011 N 29/06/02-14/14633 в предоставлении земельных участков площадью 15 000 кв.м и 15 000 кв.м, расположенных в районе базы отдыха "Юнга" в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства; о понуждении департамента в двухнедельный срок после вступления решения в законную силу направить заявление товарищества в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока для утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление лесным хозяйством Приморского края (ОГРН 1072539005967, место нахождения: 690024, Приморский край, г. Владивосток, ул. Белинского, 3а) (далее - управление) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН 1092540004424, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, 21) (далее - Управление Росимущества в Приморском крае).
Решением от 13.03.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012, заявленные требования удовлетворены частично. Отказ департамента, выраженный в письме от 16.08.2011 N 29/06/02-14/14633, признан незаконным, на департамент возложена обязанность в двухнедельный срок после вступления решения в законную силу направить заявление товарищества в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока для утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В части требования товарищества о понуждении департамента издать распоряжение о предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка производство по делу прекращено.
В кассационных жалобах департамент и Управление Росимущества в Приморском крае просят решение и постановление апелляционного суда отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационных жалоб заявителями приведены доводы о том, что испрашиваемые товариществом земельные участки являются лесными участками в составе земель лесного фонда (Владивостокское лесничество), предоставление которых для целей ведения дачного хозяйства не допускается. В связи с чем, считают, что независимо от расположения спорных земельных участков в границах населенного пункта, право федеральной собственности на них не прекратилось, порядок перевода земель из одной категории в другую не соблюден.
Кроме того, по мнению заявителей, предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства возможно только из земель сельскохозяйственного назначения, фонда перераспределения земель, следовательно, к спорным правоотношениям, подлежат применению положения статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ), а также Нормативы организации и застройки территории садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории г.Владивостока, утвержденные муниципальным правовым актом от 11.04.2011 N 302-МПА, которыми установлен особый порядок предоставления земель для целей ведения дачного хозяйства.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационных жалоб, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что решение от 13.03.2012, постановление апелляционного суда от 21.05.2012 подлежат изменению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.04.2011 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков площадями 15 000 кв.м и 15 000 кв.м, расположенных в районе базы отдыха "Юнга" в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
По результатам рассмотрения данного заявления письмом от 16.08.2011 N 29/06/02-14/14633 департамент отказал заявителю в предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства, поскольку испрашиваемые участки расположены на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в связи с чем департамент не вправе распоряжаться такими земельными участками. Кроме того, департамент указал на то, что для решения вопроса о предоставлении земельных участков необходимо представить утвержденные органом местного самоуправления списки членов товарищества и оригинал протокола общего собрания его членов, отражающий коллективное решение о передаче именно товариществу как юридическому лицу в аренду земельных участков.
Товарищество, ссылаясь на то, что решение департамента об отказе в предоставлении земельных участков противоречит земельному законодательству, а также нарушает его права и создает препятствия в осуществлении принадлежащего ему права на получение земельных участков в аренду для ведения дачного хозяйства, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении спора судами установлено, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, предоставленной Управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, спорные участки полностью находятся на землях населенных пунктов в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Арбитражными судами принято во внимание, что Генеральным планом Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, согласованными в установленном законом порядке, в том числе с Федеральным агентством лесного хозяйства, а также постановлением администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым утверждена схема территориального планирования Приморского края, определены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.
В соответствии с фрагментом Правил землепользования и застройки на территории г. Владивостока испрашиваемые товариществом участки расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что также свидетельствует о их отнесении к землям населенных пунктов.
Доказательств того, что указанные акты органов местного самоуправления и субъекта Российской Федерации в судебном порядке оспорены и судом признаны недействительными, в материалы дела не представлено.
При этом суды обеих инстанций, руководствуясь статьями 7, 67, 69, 83, 92, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8, 69, 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", оценив представленные в дело материалы лесоустройства Владивостокского лесничества в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о том, что таковые достоверно не подтверждают факт нахождения спорных земельных участков на территории земель лесного фонда.
Кроме того, признавая неправомерным отказ департамента в связи с непредставлением заявителем списков членов товарищества и протокола общего собрания его членов, закрепляющего коллективное решение о передаче именно товариществу как юридическому лицу в аренду земельных участков, суды обоснованно указали на то, что требование департамента о предоставлении указанных в его письме дополнительных документов противоречит положениям статьи 14 Закона N 66-ФЗ.
Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, положений статей 7, 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющих понятие категории земель населенных пунктов, их границ, порядок их установления, а также положений части 3 статьи 6, части 2 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, положений статей 8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, арбитражные суды, признали незаконным отказ департамента в предоставлении товариществу из земель в границах населенных пунктов соответствующих земельных участков в аренду для ведения дачного хозяйства.
Доводы заявителей кассационных жалоб об отнесении спорных земельных участков к землям лесного фонда фактически направлены на переоценку исследованных судами доказательств, при рассмотрении дела которым дана надлежащая правовая оценка, поэтому они не принимаются судом кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, суды, сославшись на соблюдение товариществом при обращении в департамент требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, возложили на уполномоченный орган обязанность в двухнедельный срок после вступления решения в законную силу направить заявление товарищества в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока для утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем товарищество обратилось в департамент по вопросу предоставления земельных участков для целей ведения дачного хозяйства.
Согласно пункту 2 статьи 81 указанного Кодекса земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота создается фонд перераспределения земель. Фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в него, в частности, при добровольном отказе от земельного участка (статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений пункта 1 статьи 13, пункта 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ, обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, и орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Принимая во внимание, что департаментом фактически не выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю в аренду спорных земельных участков, в том числе исходя из их категории, целевого назначения и испрашиваемого права с учетом положений статей 34, 80, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и норм Закона N 66-ФЗ в их совокупности, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов о возложении на департамент обязанности направить в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока заявление товарищества для утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории является преждевременным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым изменить обжалуемые судебные акты и обязать департамент повторно рассмотреть заявление товарищества в соответствии с указанными нормами права.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.03.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по делу N А51-14692/2011 Арбитражного суда Приморского края в части обязания Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок после вступления решения в законную силу направить заявление Дачного некоммерческого товарищества "Акация" в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока для утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, изменить.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края повторно рассмотреть заявление Дачного некоммерческого товарищества "Акация" о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду для целей ведения дачного хозяйства в соответствии с порядком и сроками, установленными статьями 34, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В остальной части решение от 13.03.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
Т.Н. Карпушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.