г. Владивосток |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А51-14692/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Гончаровой
судей Н.В. Алфёровой, Г.М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Ким С.В. по доверенности от 27.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 1241
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
апелляционные производства N 05АП-3231/2012, 05АП-3232/2012
на решение от 13.03.2012
судьи Д.А. Самофал
по делу N А51-14692/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Акация" (ИНН 2539112854, ОГРН 1112539001068)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Акация" (далее - заявитель, Товарищество, ДНТ "Акация") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент земельных отношений, ответчик) от 16.08.2011 N 29/06/02-14/14633 в предоставлении земельных участков площадью 150 000 кв.м. и 150 000 кв.м., расположенных в районе базы отдыха "Юнга" в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства; о понуждении Департамента земельных отношений в двухнедельный срок после вступления решения в законную силу направить заявление ДНТ "Акация" в Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока для утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также о понуждении Департамента земельных отношений издать распоряжение о предоставлении земельных участков в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельных участков.
Товарищество в судебном заседании уточнило заявленные требования: от требования о понуждении Департамента земельных отношений издать распоряжение о предоставлении земельных участков в двухнедельный срок со дня предоставления кадастровых паспортов земельных участков отказалось.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.03.2012 признано незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 16.08.2011 N 29/06/02-14/14633 об отказе дачному некоммерческому товариществу "Акация" в предоставлении в аренду земельных участков площадью 150 000 кв.м. и 150 000 кв.м. в районе базы отдыха "Юнга" в г. Владивостоке в целях, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок после вступления решения в законную силу направить заявление дачного некоммерческого товарищества "Акация" в Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока для утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В части требования дачного некоммерческого товарищества "Акация" о понуждении Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края издать распоряжение о предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратились в апелляционный суд с жалобой, в которой просят его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края полагает подлежащими применению к спорным правоотношениям норм Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", настаивает, что для ведения дачного хозяйства, выбор земельного участка осуществляется из числа земель, включенных в фонд перераспределения земель, спорые участки к таким землям не относятся. Указывает на отсутствие списка членов ДНТ. Также заявитель, со ссылкой на распоряжение Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682-р, нормы лесного законодательства, ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" настаивает, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, являются федеральной собственностью и у Департамента отсутствуют полномочиям на распоряжение такими участками. Считает необоснованным понуждение судом Департамент устранить нарушения прав и законных интересов ДНТ "Астра" путем направления в УГА г. Владивостока заявления для утверждения схемы расположения спорных земельных участков на кадастровом плане территории.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае также указывает, что испрашиваемые земельные участки состоят на учете в государственном лесном реестре как лесные участки в составе земель лесного фонда и являются собственностью Российской Федерации. При этом, отсутствие данных о государственном кадастровом номере не влечет прекращения права федеральной собственности на соответствующий лесной участок в составе земель лесного фонда, а также утрату им статуса лесного участка. Предоставление ДНТ "Акация" земельного участка для ведения дачного хозяйства на землях лесного фонда противоречит требованиям закона. Кроме того, настаивает на том, что предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства объединениям граждан регулируется не ст. 34 Земельного кодекса РФ, а Федеральным законом N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", положения которого предусматривают, что выбор земельных участков для ведения дачного хозяйства осуществляется из числа земель, включенных в фонд перераспределения земель.
ДНТ "Акация" в своём отзыве на доводы апелляционных жалоб возразило в полном объеме. Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.03.2012 сочло законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Дачное некоммерческое товарищество "Акация", Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в судебное заседание не явились, поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Акация" 28.04.2011 обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельных участков площадью 150 000 кв.м. и 150 000 кв.м., расположенных в районе базы отдыха "Юнга" в г. Владивостоке, в аренду для ведения дачного хозяйства.
Департамент земельных отношений письмом от 16.08.2000 N 29/06/02-14/14633 отказал Товариществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков для ведения дачного хозяйства, указав, что они расположены на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в связи с чем Департамент земельных отношений не является органом, полномочным распоряжаться испрашиваемыми земельными участками.
Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, оно обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, и включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы предусмотренные законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 1 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ) под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Согласно пунктам 4, 5 статьи 14 названного Федерального закона садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации, земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В соответствии с пунктом 2.2.5 постановления администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па "О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края", полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (находящимися в ведении Приморского края), за исключением земельных участков, подлежащих приватизации в соответствии с Программой приватизации государственного имущества Приморского края на соответствующий, закреплены за Департаментом.
Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, товарищество обратилось в надлежащий орган с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства, представив все необходимые документы, однако ответчик необоснованно отказал товариществу в их предоставлении, нарушив при этом процедуру принятия такого решения.
Установлено, что основанием для отказа ДНТ "Акация" в предоставлении испрашиваемых земельных участков для ведения дачного хозяйства, явилось то обстоятельство, что они расположены на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в связи с чем департамент земельных отношений не является органом, полномочным распоряжаться испрашиваемыми земельными участками, для испрашиваемых целей. Иных оснований для отказа товариществу в предоставлении земельных участков, как установлено судом, не имеется.
В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.
Названная правовая норма выделяет семь категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Частью 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе лесном реестре. Только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт категории земель, к которой относится определенный земельный участок.
Из представленных на электронном носителе в материалы дела кадастровых планов территории (выписок из государственного кадастра недвижимости) от 16.03.2011 N 25/00-11-21058 и от 16.03.2011 N 25/00-11-21052 с кадастровыми номерами кадастровых кварталов 25:28:050084 и 25:28:050086 соответственно (л.д.52) не представляется возможным установить факт отнесения спорных земельных участков к территории лесного фонда.
Напротив, согласно вышеуказанным кадастровым планам территории от 16.03.2011 N 25/00-11-21058 и от 16.03.2011 N 25/00-11-21052, земельные участки площадью 150 000 кв.м. и 150 000 кв.м., расположенные в кадастровых кварталах с кадастровыми номерами 25:28:050084 и 25:28:050086 полностью расположены на землях населенного пункта.
В качестве доказательств расположения спорных земельных участков в границах лесов Лазурного участкового лесничества Владивостокского лесничества, ответчиком представлены письма Владивостокского филиала краевого государственного учреждения "Приморский лесхоз" от 22.06.2011 N 666 и N 667.
Указанные письма Владивостокского филиала краевого государственного учреждения "Приморский лесхоз" не являются надлежащими доказательствами нахождения спорных участков в границах Лазурного участкового лесничества Владивостокского лесничества, поскольку учет территориальных зон, сведений о лесах, категорий земель, ведется органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в силу части 2 статьи 1 и статей 3, 7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Владивостокский филиал краевого государственного учреждения "Приморский лесхоз" таким органом не является.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Границы лесного участка определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть в результате проведения лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе материалы лесоустройства Владивостокского лесничества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 Земельного кодекса РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Ссылка Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на материалы лесоустройства Владивостокского лесничества (выкопировки из планшета от 20.06.2011 и от 21.06.2011 Лазурного участкового лесничества), содержащими схему расположения спорного земельного участка и земель Владивостокского лесничества, подтверждающие, по мнению Департамента, факт нахождения участка на землях лесного фонда отклоняется в связи со следующим.
Статьей 101 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Указанные выше по тексту постановления выкопировки из планшета Лазурного участкового лесничества не могут быть приняты в качестве доказательства расположения испрашиваемых Товариществом земельных участков на территории лесного фонда как не отвечающие критериям относимости и допустимости доказательств (статьи 67,68 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Статьей 84 Земельного кодекса РФ установлен порядок установления или изменения границ населённых пунктов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков и подлежит согласованию в порядке установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока N 462 от 07.04.2010, а также постановлением администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым была утверждена схема территориального планирования Приморского края были отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.
Таким образом, при принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, границы Владивостокского городского округа были согласованы в том числе, с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно фрагменту Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (л.д.79) испрашиваемые ДНТ "Акация" участки расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что свидетельствует о его отнесении к землям населённых пунктов.
Доказательств того, что процедура утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа была нарушена, в деле не имеется, следовательно, данный документ является доказательством перевода земель или земельных участков в категории земель, предусмотренные статьей 85 Земельного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции суда о недоказанности факта отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда основаны на исследовании и анализе представленных в материалы дела доказательств с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела.
Довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, о том, что принадлежность земель Владивостокского лесхоза к лесам первой группы лесного фонда и право федеральной собственности на эти земли подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 21.05.2002 по делу N 56Г 02-12, правомерно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на положения ст. 17, ст. 11.1 ЗК РФ, ст.ст. 130, 131 ГК РФ.
Для того, чтобы земельные участки находились в федеральной собственности они должны быть сформированы в определенных границах, в отношении них должен быть произведен кадастровый учет, право должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В материалах дела отсутствуют доказательств, что участки, в отношении которых товарищество обратилось за предоставлением для ведения дачного хозяйства, находятся в федеральной собственности Российской Федерации, либо обременены правами третьих лиц, а также, что границы испрашиваемых товариществом земельных участков пересекают граница другого участка.
Коллегия считает необоснованными доводы ответчика относительно непредставления Товариществом списков членов товарищества, утвержденного органом местного самоуправления, поскольку исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, такая обязанность членов Товарищества не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, получив обращение заявителя о предоставлении земельного участка, департамент отказал в его предоставлении.
В силу ч.1 ст. 65, ч.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, его принявший.
Однако в ходе рассмотрения дела, ответчиком не представлено со ссылками на нормы права доказательств законности и обоснованности принятого отказа.
Установив отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств невозможности предоставления земельных участков в аренду, учитывая, что при подаче заявления товарищество представило в Департамент полный пакет документов, предусмотренный пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ, учитывая отсутствие в деле доказательств того, что испрашиваемые земельные участки ограничены в обороте либо изъяты из оборота, оснований для отказа в его предоставлении у Департамента не имелось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным решение департамента земельных отношений от 16.08.2011 N 29/06/02-14/14633.
Установив, что отказ Департамента в предоставлении земельных участок в аренду для целей, не связанных со строительством является незаконным, а также непринятие ответчиком предусмотренных законом действий в предоставлении испрашиваемых земельных участков на этапе рассмотрения обращения заявителя, суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ возложил на Департамент обязанность направить обращение заявителя в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастром плане территории.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену оспариваемого решения.
Анализируя и оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, апелляционный суд считает, что Арбитражным судом Приморского края надлежащим образом этим доказательствам дана правовая оценка с позиции их относимости, допустимости и достоверности.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.03.2012 по делу N А51-14692/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, о том, что принадлежность земель Владивостокского лесхоза к лесам первой группы лесного фонда и право федеральной собственности на эти земли подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 21.05.2002 по делу N 56Г 02-12, правомерно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на положения ст. 17, ст. 11.1 ЗК РФ, ст.ст. 130, 131 ГК РФ.
...
Коллегия считает необоснованными доводы ответчика относительно непредставления Товариществом списков членов товарищества, утвержденного органом местного самоуправления, поскольку исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, такая обязанность членов Товарищества не предусмотрена.
...
Установив отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств невозможности предоставления земельных участков в аренду, учитывая, что при подаче заявления товарищество представило в Департамент полный пакет документов, предусмотренный пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ, учитывая отсутствие в деле доказательств того, что испрашиваемые земельные участки ограничены в обороте либо изъяты из оборота, оснований для отказа в его предоставлении у Департамента не имелось.
...
Установив, что отказ Департамента в предоставлении земельных участок в аренду для целей, не связанных со строительством является незаконным, а также непринятие ответчиком предусмотренных законом действий в предоставлении испрашиваемых земельных участков на этапе рассмотрения обращения заявителя, суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ возложил на Департамент обязанность направить обращение заявителя в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастром плане территории."
Номер дела в первой инстанции: А51-14692/2011
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Акация"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управлением лесным хозяйством Приморского края