г. Хабаровск |
|
24 августа 2012 г. |
А51-13572/2011 |
Резолютивная часть постановления от 22 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Брагиной Т.Г., Трофимовой О.Н.
при участии
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью Компания "Грасп" - представитель не явился;
от ответчика: Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю - Коваленко Е.Г., представитель по доверенности от 23.01.2012 N 313/01;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
на решение от 30.01.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012
по делу N А51-13572/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Палагеша Г.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Грачев Г.М., Сидорович Е.Л., Пяткова А.В.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью Компания "Грасп"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью Компания "Грасп" (ОГРН 1022501282836, место нахождения: 690005, Приморский край, г. Владивосток, ул. Новоивановская, 2, А; далее - ООО Компания "Грасп", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН 1022502277170, место нахождения: 690007, г. Владивосток, ул. 1-ая Морская, 2; далее - управление, антимонопольный орган) N 01/06-2011 от 26.07.2011.
Решением суда от 30.01.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на недоказанность доминирующего положения ООО Компания "Грасп" вследствие нарушения порядка проведения анализа рынка.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, управление, а также его представитель в судебном заседании кассационной инстанции выражают несогласие с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество доводы управления отклоняет, указывая на их несостоятельность, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 22.08.2012, после которого представители общества и управления участия в заседании суда не принимали.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё, суд кассационной инстанции оснований для её удовлетворения не установил.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286 - 289 АПК РФ.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, УФАС по Приморскому краю проведена выездная внеплановая проверка ООО Компания "Грасп" на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства и законодательства о торговой деятельности, результаты которой отражены в акте проверки N 19 от 19.01.2011.
В целях установления или отсутствия доминирующего положения ООО Компания "Грасп" на рынке оптовой реализации сахара-песка на территории Приморского края 27.06.2011 антимонопольный орган подготовил аналитический отчет, в котором установил, что в течение 2009 и 2010 годов общество занимало доминирующее положение на рынке услуг по оптовой реализации сахара-песка в Приморском крае.
26.07.2011 управлением вынесено решение N 01/06-2011 о признании общества нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части установления монопольно высокой (оптовой отпускной) цены на сахар-песок, реализуемый обществом в Приморском крае за период с 01.08.2010 по 30.09.2010.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, при рассмотрении которого суд правомерно руководствовался нижеследующим.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Названные действия являются нарушением статьи 10 Закона о защите конкуренции при совершении их лицом, занимающим доминирующее положение.
Таким образом, для целей применения положений статьи 10 Закона о защите конкуренции подлежат установлению следующие обстоятельства: занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке; осуществление действий, как прямо установленных этой нормой, так и иных действий (поскольку приведенный этой нормой перечень таких последствий не является исчерпывающим); наступление (или угрозу наступления) последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц; причинно-следственная связь между действиями субъекта и указанными последствиями.
Как следует из статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Исключением из этого правила являются хозяйствующие субъекты - субъекты естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, доминирующее положение которых презюмируется (не подлежит доказыванию).
Определение границ рынка и расчет доли, занимаемой на нем хозяйствующим субъектом, производится в соответствии с положениями Порядка проведения анализа конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю определило долю ООО Компания "Грасп" на рынке оптовой реализации сахара в границах Приморского края в 2010 году в размере более 35%.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по оптовой реализации не соответствует требованиям Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, содержит общие сведения, имеет противоречия и не содержит достоверных оценок.
Относительно оптового рынка суд указал, что фактически значимый товарный рынок не определен, доминирующее положение на оптовом рынке антимонопольным органом не исследовано, а негативные последствия для оптового рынка в решении управления отсутствуют.
Существование изолированной модели взаимоотношений между единственным на территории Приморского края сахарным комбинатом, специализирующимся на выпуске сахара-песка и сахара-рафинада исключительно из импортного тростника, единственным поставщиком которого на условиях давальческого сырья является ООО Компания "Грасп", как обоснованно указали суды, не является доказательством доминирующего положения заявителя на данном рынке. Утверждение о том, что доля ООО Компания "Грасп" на рынке оптовой реализации сахара более 35% при отсутствии в аналитическом отчёте расчёта доли ООО Компания "Грасп" в объёме рынка, является необоснованным.
Судебные инстанции также пришли к выводу о том, что антимонопольный орган не выявил и фактов экономической необоснованности расходов, повлиявших на формирование цены, которые можно оценивать как злоупотребление доминирующим положением применительно к приведенным положениям антимонопольного законодательства и статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что позиция судов при оценке вынесенного антимонопольным органом акта полностью соответствует подходам Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при применении антимонопольного законодательства, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 (ред. от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства". Избранные в данном случае Управлением меры антимонопольного реагирования не отвечают целям Закона о защите конкуренции.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и сделанные в связи с этим выводы, как и не приведено оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, при наличии которых судебные акты подлежали бы отмене.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.01.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 по делу N А51-13572/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Брагина Т.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.