г. Хабаровск |
|
21 августа 2012 г. |
А73-12395/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Трофимовой О.Н., Филимоновой Е.П.
при участии
от заявителя: открытого акционерного общества "Дальавиа" - Иванов С.В., представитель по доверенности от 01.07.2012 б/н;
от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска - Кин Е.В., представитель по доверенности от 11.01.2012 N 03-19/00152;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска
на решение от 19.01.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012
по делу N А73-12395/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Стёпина С.Д.; в суде апелляционной инстанции судьи: Гричановская Е.В., Балинская И.И., Швец Е.А.
По заявлению открытого акционерного общества "Дальавиа"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска
о признании незаконным решения
Открытое акционерное общество "Дальавиа" (ОГРН 1062724064688, место нахождения: 680031, Хабаровский край, г. Хабаровск, Аэропорт; далее - ОАО "Дальавиа", общество, налогоплательщик) обратилось Арбитражный суд Хабаровского края с уточненным заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (ОГРН 1042700263396, место нахождения: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 45; далее - инспекция, налоговый орган) от 18.07.2011 N 2006, обязании возвратить на расчетный счет общества единый социальный налог в сумме 12 623 597,91 руб.
Решением суда от 19.01.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012, заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение инспекции признано недействительным, на налоговый орган возложена обязанность возвратить на расчетный счет общества единый социальный налог в истребуемой сумме.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе инспекции, полагающей, что выводы судов, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, в связи с чем решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда считает подлежащими отмене.
По мнению заявителя жалобы, поскольку задолженность по налогу на добавленную стоимость у общества возникла после даты принятия заявления о признании последнего банкротом и является текущей задолженностью, следовательно, инспекция вправе была вне очереди за счет конкурсной массы погасить задолженность по текущим платежам, преимущественно перед кредиторами, требования которых включены в реестр. На момент принятия решения о проведении зачета 18.05.2011 у налогового органа не имелось достоверных сведений о сумме текущей задолженности по второй и третьей очереди кредиторов, имелась лишь оперативная информация, предоставленная конкурсным управляющим общества, по состоянию на 15.05.2011. В связи с тем, что текущая задолженность не является постоянной, а иными сведениями на момент принятия решения о зачете инспекция не располагала, последняя полагает, что суд неправомерно возложил на нее обязанность по возврату на расчетный счет общества переплаты по единому социальному налогу в сумме 12 623 597,91 руб.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержала в полном объеме.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило, однако его представитель в судебном заседании доводы инспекции отклонил, указывая на их несостоятельность, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, сумма единого социального налога 12 623 597,91 руб., подлежащая возмещению по решению инспекции от 28.06.2011 N 850, не возвращена по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет, а решением от 18.07.2011 N 2006 зачтена в счет погашения текущей задолженности по налогу на добавленную стоимость, что явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
При этом необходимо учитывать, что зачет сумм налогов, подлежащих возмещению, как излишне уплаченных налогоплательщиком в счет погашения недоимок по налогам, задолженности по пеням и штрафам, установленный статьями 78 и 176 НК РФ, является не чем иным, как погашением имущественных требований государства к налогоплательщику за счет средств налогоплательщика, излишне уплаченных в бюджет либо подлежащих возмещению из бюджета.
В связи с этим порядок осуществления такого зачета подлежит применению только в пределах, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом (пункт 1 статьи 134 указанного Закона).
Пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве определена очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам. Требования по текущим платежам, связанным с уплатой налогов, отнесены к четвертой очереди.
Согласно пункту 2 статьи 134 Закона о банкротстве, правовой позиции, изложенной в пункте 40 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, относящихся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности, которая определяется исходя из даты поступления в банк расчетного документа.
Из установленных судами обстоятельств дела следует, что определением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.11.2008 по делу N А73-12493/2008 в отношении ОАО "Дальавиа" введена процедура наблюдения. Решением суда от 09.06.2009 общество признано несостоятельным (банкротом).
О том, что задолженность по налогу на добавленную стоимость возникла у ОАО "Дальавиа" после даты принятия заявления о признании общества банкротом и является текущей задолженностью, подтверждается представленной в материалы дела выпиской из лицевого счета и не оспаривается сторонами.
Вместе с тем, у ОАО "Дальавиа" на момент проведения зачета (18.07.2011) имелась задолженность перед кредиторами второй и третьей очереди.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания производить зачет в счет уплаты текущей задолженности по налогу, подлежащей удовлетворению в четвертую очередь.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о признании недействительным решения инспекции от 18.07.2011 N 2006 и в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав общества путем возврата единого социального налога в сумме 12 623 597,91 руб.
Поскольку доводы, приведенные налоговым органом в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.01.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 по делу N А73-12395/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Трофимова О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.