г. Хабаровск |
|
21 августа 2012 г. |
А51-18152/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е. Лобаря
Судей: Л.Б. Шариповой, Е.В. Зимина
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": А.В. Юн, начальник отдела, доверенность от 21.11.2011 N 942
от общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье": С.Ш. Хайватова, юрисконсульт, доверенность от 01.01.2012 N Ю-2-2012
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье"
на решение от 27.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012
по делу N А51-18152/2011
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В. Краснов, в суде апелляционной инстанции судьи Л.Ю. Ротко, И.С. Чижиков, К.П. Засорин
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье"
третье лицо: закрытое акционерное общество "Порт Восточные ворота - Приморский завод"
о взыскании 57 141 руб. 97 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", перевозчик, дорога; ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье" (далее - ООО "Трансбункер-Приморье", грузополучатель; ОГРН 1052501602548, место нахождения: 692903, Приморский край, г. Находка, ул. Судоремонтная, 23) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 57 141 руб. 97 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (далее - ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", контрагент; ОГРН 1022500708548, место нахождения: 692911, Приморский край, г. Находка, ул. Судоремонтная, 29А).
Решением арбитражного суда от 27.02.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ООО "Трансбункер-Приморье" просит указанные судебные акты отменить как принятые с неправильным применением норм материального права (не применен закон, подлежащий применению) при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неполном выяснении судами обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает на отсутствие в материалах дела Книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Полагает, что, поскольку технологический срок оборота вагонов согласован между истцом и третьим лицом в договоре от 15.12.2008 N 246, все требования по нарушению условий договора могут быть предъявлены только стороне по договору - третьему лицу ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод". Считает, что акты общей формы не являются доказательствами простоя вагонов, поскольку составлены с нарушением Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом). Указывает на ошибочность вывода судов о том, что факт занятости фронта выгрузки доказан и подтвержден памятками приемосдатчика и возражениями ответчика к акту общей формы и накопительной ведомости. Со ссылкой на статью 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) не согласен с выводом судов о том, что ООО "Трансбункер-Приморье" является надлежащим ответчиком по данному делу.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению. При этом указывает на то, что соглашением к договору от 15.12.2008 N 246 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" по станции Рыбники установлено условие о взимании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику (п. 23). Ссылается на пункт 5.3 договора от 01.02.2011 N ЖД-507/11 на подачу и уборку вагонов со станции Рыбники тепловозом ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", которым установлено, что контрагент (ООО "Трансбункер-Приморье") несет ответственность перед Владивостокским отделением филиала "Дальневосточная железная дорога" ОАО "РЖД" или исполнителем за простой вагонов на фронте слива или в ожидании постановки цистерн на фронт слива при наличии вины контрагента. Указывает на то, что контрагент самостоятельно оплачивает плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику (п. 20 договора от 15.12.2008 N 246). Ссылается на наличие в материалах дела выкопировки из Книги уведомлений о прибытии грузов формы ГУ-6 ВЦ. Указывает на отсутствие в материалах дела доказательств того, что грузополучателю не был выдан акт общей формы, подтверждающий факт задержки вагонов на промежуточной станции. Считает не состоятельной ссылку ответчика на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.08.2011 N ВАС-9877/11, поскольку договором от 15.12.2008 N 246 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" по станции Рыбники установлен порядок и размер взыскания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. При этом ссылка в указанном договоре на ставки платы, установленные в Тарифном руководстве N 2, свидетельствуют о соответствии этого договора нормам антимонопольного законодательства в связи с тем, что ОАО "РЖД" является монополистом, цены на оказываемые услуги были установлены Федеральной службой по тарифам одинаково для всех пользователей этих услуг; Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ10-1331 установлено, что пункт 12 Тарифного руководства N 2 не противоречит нормативным актам и данным положением обеспечивается реализация права заявителя и иных лиц оплачивать услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок по ценам (тарифам), регулируемым государством.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ООО "Трансбункер-Приморье" и ОАО "РЖД" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.
ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (владелец) заключен договор от 15.12.2008 N 246 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Рыбники, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к станции Рыбники стрелочным переводом N 5, локомотивом владельца.
В соответствии с пунктом 23 договора (с учетом соглашения от 02.12.2009 N НОДЮ-322 к договору от 15.12.2008 N 246) владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами перевозчика за время нахождения их у владельца либо за время ожидания подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от владельца по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициента доплаты по сборам; а также плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема и железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, а также за время ожидания подачи на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца, в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в размере 50% от плат, приведенных в таблице 9.
На условиях указанного договора вагоны подаются, в том числе контрагенту ООО "Трансбункер-Приморье"; плата за пользование вагонами вносится контрагентами самостоятельно (п. 20 договора от 15.12.2008 N 246 с учетом дополнительного соглашения от 26.01.2010 N НОДЮ-15).
Кроме того, между ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (исполнитель) и ООО "Трансбункер-Приморье" (контрагент) заключен договор от 01.02.2011 N ЖД-507/11 на подачу и уборку вагонов со станции Рыбники тепловозом ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод", который регламентирует взаимоотношения сторон и порядок их взаиморасчетов при предоставлении исполнителем контрагенту услуг по подаче уборке вагонов-цистерн с нефтепродуктами с приемо-сдаточного пути станции Рыбники, выставочного пути исполнителя к местам слива контрагента на пути необщего пользования исполнителя, локомотивом исполнителя (п. 2.1 договора).
Установлено, что в адрес грузополучателя ООО "Трансбункер-Приморье" на станцию назначения Рыбники по транспортной железнодорожной накладной N ЭУ 269501 отправлены вагоны с грузом, срок доставки которых истекал 17.02.2011; вагоны прибыли на станцию назначения 19.02.2011.
На промежуточной станции Озерная Падь в ожидании приема станцией назначения Рыбники вагоны с грузом были задержаны по причине неприема груза станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя ввиду занятости фронтов выгрузки последнего вследствие нарушения технологических сроков оборота вагонов, а также в связи с занятостью путей станции назначения вагонами, прибывшими ранее в адрес ООО "Трансбункер-Приморье" и простаивающими на путях общего пользования по вине грузополучателя в связи с занятостью фронтов выгрузки последнего.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Озерная Падь составлен акт общей формы от 13.02.2011 N 2/600112.
На станции назначения Рыбники по данному факту составлен акт общей формы от 19.02.2011 N 4/690037 и накопительная ведомость N 210201.
Основанием для "бросания" и "поднятия" поезда N 2054 послужили приказы от 13.02.2011 N 265, от 18.02.2011 N 266, на основании которых уведомлениями от 14.02.2011 N 1, от 18.02.2011 N 2 перевозчик известил грузополучателя о задержке вагонов в пути следования по причине занятости путей станции Рыбники и фронта выгрузки вагонами, ранее прибывшими в адрес грузополучателя из-за несоблюдения технологических сроков оборота вагонов и об отправлении этого поезда в адрес последнего соответственно.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ООО "Трансбункер-Приморье" плату за пользование вагонами в размере 57 141 руб. 97 коп., выставив для оплаты счет от 19.04.2011 N 47, неоплата которого послужила основанием для обращения дороги в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, установлен пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
Как указано выше, в обоснование факта задержки вагонов на промежуточной станции Озерная Падь представлен акт общей формы от 13.02.2011 N 2/600112, составленный перевозчиком на соответствующей станции. В этом акте причиной его составления указано на неприем груза грузополучателем из-за занятости фронта выгрузки, на приказы перевозчика о "бросании" поезда от 13.02.2011 N 265, о его "поднятии" от 18.02.2011 N 266.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Суды, руководствуясь указанными выше нормами права, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства (акты общей формы, приказы на "бросание" и "поднятие" поезда, уведомления о задержке поезда в пути следования, об отправлении поезда в адрес порта, перечень памяток приемосдатчика, накопительная ведомость) в их совокупности и взаимосвязи, признав их надлежащими доказательствами, подтверждающими факт задержки вагонов на промежуточной станции Озерная Падь в спорный период по вине ООО "Трансбункер-Приморье", установив причину простоя спорных вагонов на промежуточной станции - неприем вагонов станцией назначения Рыбники вследствие занятости станционных путей вагонами, поступившими в адрес ответчика, не принимающего под выгрузку из-за занятости фронтов выгрузки, пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ООО "Трансбункер-Приморье" платы за пользование вагонами в размере 57 141 руб. 97 коп.
При этом суды установили, что акт общей формы от 19.02.2011 N 4/690037, в котором указаны номера вагонов, прибывших в адрес ответчика, наименование груза, причина задержки, время начала и окончания задержки, составлен в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом и являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов.
В этой связи отклоняется довод ответчика о том, что акты общей формы не являются доказательствами простоя вагонов, поскольку составлены с нарушением Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Кроме того, апелляционный суд, указав на то, что перечни памяток приемосдатчика свидетельствуют о совершении грузовых операций в спорный период именно с вагонами (не являющимися спорными), поступившими в адрес ответчика, пришли к выводу о затоваривании станции назначения и задержке вагонов на промежуточной станции по вине ответчика.
Доказательства наличия предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ обстоятельств, освобождающих ответчика от внесения платы за пользование вагонами, не представлены.
Суды отклонили довод, аналогичный доводу кассационной жалобы, о том, что ООО "Трансбункер-Приморье" является ненадлежащим ответчиком по данному делу, указав на то, что именно ответчик является получателем вагонов и его вина в простое вагонов подтверждена материалами дела.
Доказательства свободного от вагонов фронта выгрузки на дату простоя вагонов не представлены (ст. 65 АПК РФ).
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как противоречащие материалам дела и по существу направленные на переоценку доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 по делу N А51-18152/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
Л.Б. Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.