г. Хабаровск |
|
31 августа 2012 г. |
А73-2164/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, И.С. Панченко
при участии:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Зуева Владимира Николаевича - Зуев В.Н., индивидуальный предприниматель; Рыбакова О.Е., представитель;
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - представитель Гончар Е.И., доверенность от 06.08.2012 N 2451;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зуева Владимира Николаевича
на решение от 13.04.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012
по делу N А73-2164/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шестак Ж.Г., в суде апелляционной инстанции судьи Гричановская Е.В., Сапрыкина Е.И.
По заявлению индивидуального предпринимателя Зуева Владимира Николаевича
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
об отмене постановления и представления
Индивидуальный предприниматель Зуев Владимир Николаевич (ОГРНИП 304272332900078, далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.02.2012 N 2-д о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также незаконным представления от 09.02.2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 13.04.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012, предпринимателю отказано в удовлетворении заявления по мотиву необоснованности требований.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, предприниматель обратился с кассационной жалобой, поддержанной в суде кассационной инстанции, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение. При этом заявитель приводит доводы об ошибочности выводов судов о правомерном привлечении предпринимателя к административной ответственности, поскольку административный штраф назначен за применение наценки, не утверждённой комитетом в установленном порядке. По его мнению, самостоятельное определение наценок хозяйствующим субъектом ввиду неустановления комитетом единых наценок не нарушает правил ценообразования.
Кроме этого, заявитель ссылается на отсутствие федерального закона, обязывающего его обращаться в государственные органы для установления индивидуальной наценки на продукцию, реализуемую в высшем учебном заведении. По его мнению, суды обеих инстанций в нарушение Конституции Российской Федерации применили Постановление Правительства Хабаровского края, устанавливающее ограничение - обращение в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, не предусмотренное федеральным законодательством.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в суде кассационной инстанции против доводов жалобы возражают, просят судебные акты оставить без изменения как соответствующие законодательству и материалам дела.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 24.01.2012 должностным лицом административного органа в связи с поступившим в его адрес обращением ректора высшего учебного заведения о высоких ценах на реализуемую предпринимателем продукцию вынесено определение о возбуждении в отношении последнего дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и проведении в порядке статьи 28.7 КоАП РФ административного расследования.
В ходе административного расследования установлено, что предприниматель в период с сентября 2009 по 31.01.2012, оказывая услуги общественного питания в институте, расположенном в г.Хабаровске по ул. Краснореченской, 112, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление Правительства РФ N 239) и постановления Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 N 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" (далее - Постановление Губернатора края N 252), применял не утвержденную в установленном нормативным правовым актом порядке наценку на продукцию, реализуемую в институте.
31.01.2012 должностным лицом комитета в присутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении, рассмотрев который, а также иные материалы административного дела вынесено постановление от 09.02.2012 N 2-д о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 50 000 руб.
В этот же день (09.02.2012) административным органом вынесено представление, которым предпринимателю предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, представить в комитет документы в соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 N 60 "Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края" (далее - постановление Губернатора края N 60) для установления наценки на реализуемую продукцию.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания и представлением, предприниматель оспорил их в судебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное
лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" Правительству Российской Федерации предоставлено право по утверждению перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 239 установлен перечень услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
В Хабаровском крае осуществление функций по государственному регулированию цен, в том числе, на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, возложено на Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (постановление Губернатора края N 252).
Постановлением Губернатора края N 60 утвержден "Порядок организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края".
Согла сно пункту 5 этого Порядка субъект, осуществляющий регулируемую деятельность, или органы местного самоуправления обращаются в Комитет с заявлением об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги с обязательным представлением расчетных и обосновывающих материалов согласно типовым перечням.
Исходя из анализа указанной выше правовой нормы, суды правомерно признали, что на субъект, осуществляющий регулируемую деятельность, данным Порядком возлагается обязанность по представлению документов, подтверждающих наличие обоснованных затрат при осуществлении регулируемой деятельности.
Обстоятельства дела, установленные судебными инстанциями, свидетельствуют о том, что в 2009 - 2012 годах предприниматель применял на реализуемую в институте продукцию свободную наценку, не
установленную Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в соответствии с утвержденным Постановлением Губернатора края N 60; в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 5 Порядка об установлении (согласовании) наценок предприниматель не обращался; документы, подтверждающие наличие обоснованных затрат при осуществлении регулируемой деятельности, не представлял.
С учётом установленных обстоятельств, правильно квалифицированных административным органом как нарушение предпринимателем порядка ценообразования, а также вины последнего в совершении правонарушения, суды пришли к правильному выводу об обоснованном привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.6. КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии федерального закона, предусматривающего государственное регулирование цен и торговых наценок на продукцию, реализуемую в высших учебных заведениях, несостоятелен по следующим основаниям.
Указом Президента РФ N 221 Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ от 22.12.1992 N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" (действующей на дату принятия Постановления N 239), Правительство РФ на основе и во исполнение, в частности, указов Президента РФ принимает постановления и издает распоряжения, проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений.
Во исполнение Указа Президента РФ N 221 издано Постановление N 239.
Таким образом, Постановление N 239 принято Правительством РФ в соответствии с законодательно закрепленными полномочиями государственного органа.
Принятие названного нормативного акта, дающего право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводить государственное регулирование торговых надбавок к ценам, было обусловлено необходимостью обеспечения государственной гарантии предоставления детям, студентам возможности приобретения и употребления в пищу продуктов питания по приемлемым ценам путем установления дополнительного ограничения в ценообразовании на товары в этом сегменте рынка.
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) устанавливает методы государственного регулирования торговой деятельности, полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, определяет требования к организации и осуществлению торговой деятельности, устанавливает основы антимонопольного регулирования и государственного контроля (надзора), муниципального контроля в области торговой деятельности, основные направления развития торговой деятельности.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 8 Закона N 381-ФЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары.
В силу части 4 статьи 8 вышеуказанного закона в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Названный Федеральный закон является частью гражданского законодательства и в силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно статье 22 Закона N 381-ФЗ этот закон вступил в законную силу с 1 февраля 2010 года; его заключительные положения не содержат норм о признании утратившими силу или не подлежащих применению каких-либо нормативных правовых актов, изданных до введения его в действие.
В настоящее время Федеральный закон, устанавливающий порядок государственного регулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального уровней) не принят. Постановление N 239 в установленном порядке также не признано утратившим силу.
При таких обстоятельствах изданный до введения в действие настоящего Федерального закона нормативный акт Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно закону могут регулироваться только федеральными законами, действует впредь до принятия соответствующих законов.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда соответствуют закону, материалам дела и отмене не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.04.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012 по делу N А73-2164/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.