г. Хабаровск |
|
11 сентября 2012 г. |
А04-9867/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: С.Н.Новиковой, Е.В.Зимина
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 27.02.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012
по делу N А04-9867/2011 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья А.Н.Иванов; в суде апелляционной инстанции - судьи М.О.Волкова, И.В.Иноземцев, А.В.Шевц
По иску Администрация города Благовещенска
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской
Федерации
третье лицо: Министерство финансов Амурской области
о взыскании 5 469 000 рублей
Администрация города Благовещенска (ОГРН 1022800520588) (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636) (далее - Министерство финансов) за счет казны Российской Федерации убытков городского бюджета муниципального образования города Благовещенска в размере 5 469 000 рублей, связанных с предоставлением жилых помещений участковым уполномоченным милиции Ситникову А.П. и члену его семьи, Штылюку А.В. и Федюкову Д.О.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Амурской области.
Решением суда от 27.02.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска администрации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, по настоящему спору требования связаны с обеспечением жилыми помещениями участковых уполномоченных милиции, которые в силу Указа Президента РФ от 12.02.1993 N 209, Постановления Правительства от 07.12.2000 N 926 содержатся за счет средств областного бюджета. Пояснил, что функции по обеспечению жильем участковых милиционеров не закреплялись за Российской Федерацией и соответственно денежные средства на указанные цели в 2010-2011 годах в федеральном бюджете не предусматривались. Кроме того, ссылается на то, что Минфин РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку главным распорядителем бюджетных средств является Министерство внутренних дел РФ.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу отклонила изложенные в ней доводы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, решениями Благовещенского городского суда от 28.06.2010, 14.03.2011, 17.03.2011, вступившими в законную силу, на Администрацию возложена обязанность предоставить Ситникову А.П. на семью из двух человек с учетом супруги Ситниковой Ю.А. жилое помещение в г.Благовещенске Амурской области на условиях социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 36 кв.м, отвечающее установленным требованиям; Штылюку А.В. - жилое помещение в черте г.Благовещенска на условиях социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м.; Федюкову Д.О. - жилое помещение в черте г.Благовещенска на условиях социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м.
На основании указанных судебных актов Постановлением Администрации г.Благовещенска N 415 от 03.02.2011 Ситникову А.П. на состав семьи из 2-х человек предоставлена в пользование на условиях социального найма квартира N 35, расположенная по адресу: г.Благовещенск, ул.Чайковского, 27, общей площадью 42,6 кв.м. С Ситниковым А.П. заключен договор социального найма от 04.02.2011 N 25.
Постановлением Администрации г.Благовещенска N 3073 от 15.07.2011 Федюкову Д.О. предоставлена в пользование на условиях социального найма квартира N 53, расположенная по адресу: г.Благовещенск, ул. Дьяченко, 5/1, общей площадью 31,5 кв.м. С Федюковым Д.О. заключен договор социального найма от 18.07.2011 г. N 321.
Постановлением Администрации г.Благовещенска N 3281 от 28.07.2011 Штылюку А.В. предоставлена в пользование на условиях социального найма квартира N 59, расположенная по адресу: г.Благовещенск, ул.Дьяченко, 3/1, общей площадью 35,2 кв.м. Со Штылюком А.В. заключен договор социального найма от 08.08.2011 г.N 340.
Согласно отчетам об оценке рыночной стоимости имущества - объектов недвижимого имущества, произведенным ООО "Амурский экспертный центр" по заказу Комитета по управлению имуществом муниципального образования г.Благовещенска, рыночная стоимость предоставленного Ситникову А.П. жилого помещения составила 2 089 000 рублей, Федюкову Д.О. - 1 664 000 рублей, Штылюку А.В. - 1 716 000 рублей, всего 5 469 000 рублей.
Администрация, считая, что исполнение судебных решений о предоставлении участковым уполномоченным милиции жилых помещений приведет к расходованию средств несвойственных для местного бюджета, обратилась с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 30 ФЗ "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов. Положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно - правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Таким образом, Законом РФ "О милиции" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым милиции.
При этом законодатель, обязав органы местного самоуправления обеспечить участковых уполномоченных милиции квартирами, не указал источник их финансирования.
В части 2 статьи 132 Конституции РФ сказано, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Учитывая, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством, и правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 58-О от 15.02.2005 "По жалобе администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части 1 статьи 30 ФЗ "О милиции", суды пришли к выводу о том, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В связи с тем, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен, суд сделал обоснованный вывод о том, что в силу статей 1069 и 1071 ГК РФ взыскание убытков должно производиться за счет казны РФ в лице финансового органа - Министерства финансов РФ. Расчет убытков проверен судом и обоснованно признан установленным в сумме 5 469 000 руб.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах обеих инстанции, где им дана надлежащая оценка, не подлежащая пересмотру в суде кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Поскольку арбитражными судами при принятии обжалуемых судебных актов правильно применены нормы материального права к установленным обстоятельствам дела, и нарушений норм процессуального права не установлено, то они отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.02.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 по делу N А04-9867/2011 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.