г. Хабаровск |
|
02 сентября 2014 г. |
Дело N А59-3790/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Кондратьевой Я.В.
Судей: Никитина Е.О., Саранцевой М.М.
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области "Корсаковская центральная районная больница" на решение от 18.03.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N А59-3790/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.А.Аникина; в суде апелляционной инстанции судьи: Н.А.Скрипка, А.В.Ветошкевич, С.М.Синицына
По иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области "Корсаковская центральная районная больница"
к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Сахалинской области"
третье лицо: Военный комиссариат города Корсаков и Корсаковского района Сахалинской области
о взыскании 211 391 руб. 54 коп.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области "Корсаковская центральная районная больница" (ОГРН 1026500782274, ИНН 6504020670; место нахождения: 694020, Сахалинская область, г.Корсаков, ул.Федько, 2; далее - ГБУЗ "Корсаковская ЦРБ", больница) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Военному комиссариату Сахалинской области (ОГРН 1026500540659, ИНН 6501027156; место нахождения: Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, ул.Комсомольская, 194) с иском о взыскании задолженности по договору от 01.01.2010 N 31ф в виде расходов по выплате среднего заработка медицинским работника в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности) в размере 211 391 руб. 54 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Военный комиссариат города Корсаков и Корсаковского района Сахалинской области (ОГРН 1026500784727, ИНН 6504017692, место нахождения: 694020, Сахалинская область, г.Корсаков, ул.Окружная, 58).
Решением суда от 18.03.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ГБУЗ "Корсаковская ЦРБ" просит решение и постановление отменить, взыскать с военного комиссариата Сахалинской области задолженность в сумме 211 391 руб. 54 коп. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что, исходя из буквального толкования Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", военный комиссариат обязан компенсировать больнице помимо среднего заработка сумму страховых взносов, поскольку иных источников финансирования по данным видам выплат не предусмотрено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом положений пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. При этом ГБУЗ "Корсаковская ЦРБ" заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.01.2010 между ГБУЗ "Корсаковская ЦРБ" (исполнитель) и Военным комиссариатом Сахалинской области (заказчик), Военным комиссариатом города Корсаков и Корсаковского района Сахалинской области (третья сторона) заключен договор N 31ф о компенсации расходов по выплате среднего заработка медицинским работникам в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно условиям указанного договора исполнитель обязуется выделять медицинских работников для участия в работе по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призыву на военные сборы, медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе призванных на военную службу перед их направлением к месту прохождения военной службы, контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получившим освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, а заказчик обязуется компенсировать расходы исполнителя по выплате среднего заработка врачам специалистам и среднему персоналу за выполненную работу в течение месяца по окончании мероприятий путем перечисления средств на счет исполнителя.
В пунктах 4.1 и 4.2 договора N 31ф 01.01.2010 стороны определили, что компенсация среднего заработка исполнителю определяется исходя из расчета средней заработной платы врачей специалистов и среднего медицинского персонала по основному окладу с учетом начисления всех коэффициентов согласно действующему законодательству (средний заработок рассчитывается исходя из заработной платы работника за предыдущие 12 месяцев) который прилагается к договору. Заказчик производит компенсацию расходов за счет средств федерального бюджета путем перечисления на счета исполнителя компенсации, на основании предъявленных счетов (счетов-фактур) и копии документов, подтверждающих фактический расход этих средств (копия платежной ведомости, копия платежного поручения, табель рабочего времени).
Срок действия договора определен с 01.01.2010 по 31.12.2010 с возможностью пролонгации (пункты 6.1, 6.2).
ГБУЗ "Корсаковская ЦРБ" во исполнение договора в период 2010-2011 годы оказало заказчику медицинские услуги и выставило Военному комиссариату счета-фактуры на возмещение расходов по выплате средней заработной платы в связи с привлечением медицинских работников, понесенных организацией, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 на общую сумму 963 830 руб. 76 коп.
Военный комиссариат оплатил выставленные счета-фактуры в размере 752 439 руб. 22 коп. за вычетом страховых взносов в сумме 211 391 руб. 54 коп. в государственные внебюджетные фонды
Неуплата ответчиком указанной суммы, а также отказ в удовлетворении претензии от 26.04.2013 явилась основанием для обращения ГБУЗ "Корсаковская ЦРБ" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о воинской обязанности медицинское обследование и медицинский осмотр относятся к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности.
В силу пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе гражданам, призванным на военные сборы, а также связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона о воинской обязанности.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация - это денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении государственных или общественных обязанностей (статья 165 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что в силу Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонд обязательного медицинского страхования" военный комиссариат не является страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, поэтому обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена.
Судами также принято во внимание, что дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной компании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены договором о компенсации расходов от 01.01.2010 и фактически произведены комиссариатом, участие в ней для больницы не создает. Уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности комиссариата.
На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Довод заявителя кассационной жалобы со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", о том, что военный комиссариат обязан компенсировать больнице помимо среднего заработка сумму страховых взносов, поскольку иных источников финансирования по данным видам выплат не предусмотрено, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку, исходя из совокупного толкования перечисленных выше правовых норм, в период участия в работе по медицинскому освидетельствованию граждан в деятельности комиссариата медицинские работники освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности комиссариата.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.03.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N А59-3790/2013 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Я.В. Кондратьева |
Судьи |
Е.О. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.