г. Хабаровск |
|
15 ноября 2012 г. |
А04-2879/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е. Лобаря
Судей: И.А. Тарасова, Л.Б. Шариповой
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Амурская компания АСВ" - А.Ю. Алибекова, представитель по доверенности б/н от 13.06.2012;
от администрации города Благовещенска - Е.А. Воробьева, начальник юридического отдела по доверенности от 28.09.2012 N 01-10/6806;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Амурская компания АСВ"
на решение от 20.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012
по делу N А04-2879/2012 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья В.И. Котляреский, в суде апелляционной инстанции - судьи Е.Г. Харьковская, В.Г. Дроздова, Е.А. Швец
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская компания АСВ"
к администрации города Благовещенска
о признании незаконным отказа
Общество с ограниченной ответственностью "Амурская компания АСВ" (ОГРН 1022800509368, место нахождения: 675029, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Заводская, 154) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, место нахождения: 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, 133), оформленного письмом от 24.01.2012 N 59/19, и обязании ответчика предоставить в аренду земельный участок, указанный в заявлении от 23.12.2011 исх. N 86 для строительства индивидуальных жилых домов в квартале N 491 г. Благовещенка.
Решением суда от 20.06.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на признание данного решения администрации соответствующим нормам земельного законодательства.
Законность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе ООО "Амурская компания АСВ", считающего их необоснованными и подлежащими отмене.
Заявитель полагает, что у суда имелись перечисленные основания для признания отказа администрации в предоставлении земельного участка незаконным.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции проведено с использованием системы видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ при содействии Арбитражного суда Амурской области.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, заслушав пояснения сторон, кассационная инстанция находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, 23.12.2011 общество обратилось в администрацию по вопросу выбора земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов в 491 квартале города Благовещенска. К заявлению была приложена схема с указанием места расположения и размеров испрашиваемого земельного участка.
24.01.2012 администрация сообщила обществу о том, что в соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. В данном случае процедура выбора земельного участка не проводится. На основании изложенного администрация отказала обществу в выборе земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов в квартале 491.
Не согласившись с названным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая требования заявителя, суд исходил из следующего.
На основании статьи 29 Земельного кодекса РФ, статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 6 Закона Амурской области от 29.12.2008 N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области", администрация города Благовещенска является органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Органы местного самоуправления на основании пункта 1.2 статьи 30 ЗК РФ вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
На основании вышеизложенного, постановлением администрации города Благовещенска от 16.09.2010 N 4197 "Об установлении случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах" предусмотрено, что земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством имеет право распоряжаться администрация города Благовещенска, предоставляются в собственность или аренду исключительно на торгах, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Амурской области, в следующих случаях:
1.1) предоставление для строительства земельного участка, на который распространяется действие градостроительных регламентов, и расположенного в территориальных зонах Ж, Ц, Р города Благовещенска, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 30 ЗК РФ).
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулированы статьей 30.1 ЗК РФ, в соответствии с которой земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора установлено пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
По признанию суда, данная норма Земельного кодекса РФ в качестве оснований для отказа в выборе земельного участка указана администрацией неверно, в связи с распространением действия данного пункта на физических лиц.
Вместе с тем, исходя из оспариваемого решения администрации, по оценке суда, невозможность проведения процедуры выбора участка являлась фактической причиной отказа обществу в выборе земельного участка.
Судом из материалов дела было выяснено, что спорный земельный участок в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса РФ, постановлением администрации г. Благовещенска от 16.09.2010 N 4197, Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенск, утвержденными решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09 расположен в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами до 3-х этажей с участками не менее 3000 кв. м. и должен предоставляться в собственность или в аренду исключительно на торгах.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24 - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Поскольку предоставление земельного участка для жилищного строительства производится с учетом указанных норм земельного законодательства без предварительного согласования места размещения объекта, то суды обеих инстанций обоснованно признали отказ администрации города Благовещенска, оформленный письмом от 24.01.2010 N 59/19, соответствующим требованиям закона и правомерно отказали в удовлетворении требований заявителя на основании положений статей 198, 200 АПК РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии причин для признания данного отказа незаконным безосновательны и фактически направлены на переоценку вывода суда, что не входит в компетенцию кассационной инстанции в силу пункта 2 статьи 287 АПК РФ.
Ссылка в кассационной жалобе на необходимость применения судом норм статьи 34 Земельного кодекса РФ была уже предметом исследования в суде первой инстанции, где ей дана соответствующая оценка, как ошибочной.
Таким образом, решение от 20.06.2012 и постановление от 06.09.2012 являются законными и обоснованными, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 по делу N А04-2879/2012 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е. Лобарь |
Судьи |
И.А. Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.