г. Хабаровск |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А04-2879/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Дроздовой В.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Амурская компания АСВ": Алибекова А.Ю., представитель по доверенности от 13.06.2012;
от Администрации города Благовещенска: представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амурская компания АСВ" на решение от 20.06.2012 по делу N А04-2879/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей В.И. Котляревским
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская компания АСВ"
к Администрации города Благовещенска
о признании незаконным отказа
третьи лица Арбитражный суд Амурской области
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Амурская компания АСВ" (ОГРН 1022800509368, ИНН 2801077880, адрес: 675029, г. Благовещенск, ул. Заводская, 154, далее - общество) с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015, адрес: 675000, г.Благовещенск, ул.Ленина, 133, далее - администрация), оформленного письмом от 24.01.2012 N 59/19.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило суд обязать администрацию предоставить в аренду земельный участок, указанный в заявлении от 23.12.2011 исх. N 86 для строительства индивидуальных жилых домов в квартале N 491.
Решением арбитражного суда Амурской области от 20.06.2012 по делу N А04-2879/2012 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 20.06.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, на основании чего просил апелляционный суд отменить решение Арбитражного суда Амурской области от 13.10.2011 по делу N А04-2879/2012.
Администрация в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечила, каких-либо ходатайств не заявила, отзыв на жалобу общества не представила. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем материалы настоящего дела содержат соответствующие доказательства, в том числе с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя общества, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, 23.12.2011 общество обратилось в администрацию по вопросу выбора земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов в 491 квартале города Благовещенска. К заявлению была приложена схема с указанием места расположения и размеров испрашиваемого земельного участка.
24.01.2012 администрация сообщила обществу о том, что в соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. В данном случае процедура выбора земельного участка не проводится. На основании изложенного администрация отказала обществу в выборе земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов в квартале 491.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
По смыслу статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 6 Закона Амурской области от 29.12.2008 N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
На основании изложенного, администрация города Благовещенска является органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Органы местного самоуправления на основании пункта 1.2 статьи 30 ЗК РФ вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
На основании вышеизложенного постановлением Администрации города Благовещенска от 16.09.2010 N 4197 "Об установлении случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах" предусмотрено, что земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством имеет право распоряжаться администрация города Благовещенска, предоставляются в собственность или аренду исключительно на торгах, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Амурской области, в следующих случаях:
1.1) предоставление для строительства земельного участка, на который распространяется действие градостроительных регламентов, и расположенного в территориальных зонах Ж, Ц, Р города Благовещенска, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 30 ЗК РФ).
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулированы статьей 30.1 ЗК РФ, в соответствии с которой земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно части 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании части 2 статьи 31 ЗК РФ, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора установлено частью 5 статьи 31 ЗК РФ.
В соответствии с частью 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Апелляционным судом по материалам дела установлено, что администрация сообщила обществу о том, что в соответствии с пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, довод жалобы общества о неправильном указании в качестве основания для отказа в выборе земельного участка пункта 11 статьи 30 ЗК РФ признан судом первой инстанции обоснованным верно, в связи с тем, что данный пункт распространяет действие на физических лиц и не может быть применен в рассматриваемой ситуации.
Вместе с тем, как усматривается из оспариваемого решения администрации, невозможность проведения процедуры выбора участка явилась причиной отказа обществу в выборе земельного участка.
Кроме того, судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что спорный земельный участок в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ, постановлением Администрации города Благовещенска от 16 сентября 2010 г. N 4197, а также Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска утвержденными решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09 расположен в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами до 3-х этажей с участками не менее 300 кв.м. (Ж-1А) и должен предоставляться а собственность или аренду исключительно на торгах.
Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
На основании вышеизложенного вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае земельным законодательством не предусмотрено предоставление земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с предварительным согласованием мест размещения объектов, является обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд второй инстанции установил, что указание администрацией в оспариваемом решении на пункт 11 статьи 30 ЗК РФ как на основание отказа в обеспечении выбора запрашиваемого обществом земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов в квартале 491 не влияет на существо оспариваемого решения, так как спорный участок в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ и постановлением администрации от 16.09.2010 N 4197, а так же Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденными решением Благовещенской городской Думы 31.01.2008 N 38/09 расположен в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами до трех этажей с участками не менее 300 кв.м. и должен предоставляться в собственность или аренду исключительно на торгах.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 20.06.2012 по делу N А04-2879/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2879/2012
Истец: ООО "Амурская компания АСВ"
Ответчик: Администрация города Благовещенска