г. Хабаровск |
|
11 декабря 2012 г. |
А73-6496/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: Я.В. Кондратьевой, О.Г. Красковской
при участии:
от ОАО "РЖД": Морозова В.П., представитель по доверенности N 1100 от 20.11.2012
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 19.07.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012
по делу N А73-6496/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.Е. Пичинина; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Н. Головнина, Т.С. Гетманова, С.Б. Ротарь
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к закрытому акционерному обществу "Юкос-Транссервис"
о взыскании 301 114 руб. 28 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице его филиала Дальневосточной железной дороги (ОГРН 1037739877295; адрес (место нахождения): 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2) (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области к закрытому акционерному обществу "Юкос-Транссервис" (далее - ЗАО "Юкос-Транссервис") о взыскании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования за период с 17.08.2011 по 23.08.2011 в размере 301 114 руб. 28 коп.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2012 изменено наименование ответчика на закрытое акционерное общество "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092; адрес (место нахождения): 446207, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Осипенко, 11) (далее - ЗАО "РН-Транс". Дело передано по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Решением от 19.07.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на неправильное толкование судами законов и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на подпункт б) пункта 17, включенный в действующий между сторонами договор, в котором содержится отсылка к определенному тарифному руководству в целях решения вопроса об установлении порядка и размера платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. Заявитель также не согласен с выводом судов о том, что в заключенном между сторонами спора договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования отсутствует соглашение о порядке и размере соответствующей оплаты.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
ЗАО "РН-Транс", участвующее в деле, извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив законность решения и постановления суда апелляционной инстанции Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "Юкос-Транссервис" (правопредшественник ЗАО "РН-Транс", владелец) заключен договор N ЮТС/591/2010 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Юкос-Транссервис" примыкающего к железнодорожной станции Дземги. В соответствии с настоящим договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожной станции Дземги через стрелочные переводы NN 103, 105, 107, локомотивом перевозчика (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 17 указанного договора владелец производит оплату перевозчику, в том числе согласно абзацу 2 подпункта б) (с учетом протокола разногласий к договору N ЮТС/591/2010) - плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания подачи или приема вагонов по причинам, зависящим от владельца, а также за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (далее - Тарифное руководство N 2) в размере 50% от плат, приведенных в таблице 9 Тарифного руководства N2, с учетом коэффициента доплаты к сборам, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. Договор заключен сроком на 5 лет и действует с даты его подписания полномочными представителями сторон - 17.02.2011 (пункт 27 договора и протокола разногласий).
В период с 07.08.2011 по 23.08.2011 на путях общего пользования станции Дземги Дальневосточной железной дороги простаивали вагоны, прибывающие в адрес владельца, вследствие невозможности их подачи под грузовую операцию по причинам, зависящим от грузополучателя - в связи с занятостью фронтов выгрузки грузополучателя.
На основании подпункта б) пункта 17 данного договора ОАО "РЖД" начислена плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в размере 301 114 руб. 28 коп., на которую выставлен счет от 22.11.2011 N 146 и направлен в адрес ответчика.
В связи с неоплатой выставленного счета ЗАО "Юкос-Транссервис", ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
В силу пункта 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
При исследовании и оценке имеющихся материалах дела доказательств, в том числе условий договора N ЮТС/591/2010 по правилам статьи 431 ГК РФ, арбитражными судами установлено, что указание в подпункте б) пункта 17 договора на внесение владельцем платы за пользование вагонами, вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их нахождения на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца, в размере 50% от ставок, установленных в таблице 9 Тарифного руководства N2, не свидетельствует о согласовании сторонами порядка и размера оплаты.
При этом судами сделан обоснованный вывод о том, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
В этой связи суды обоснованно отказали ОАО "РЖД" в удовлетворении иска, указав на невозможность применения в данном случае Тарифного руководства N 2, и правильно применили статью 39 Устава железнодорожного транспорта.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении арбитражными судами норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой доказательств, данной судом первой и апелляционной инстанции, а именно толкованию, данному судами спорному условию договора N ЮТС/591/2010.
Между тем переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами первой и апелляционной инстанций, в силу положений главы 35 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.07.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по делу N А73-6496/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
Я.В. Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.