г. Хабаровск |
|
25 декабря 2012 г. |
А24-1262/2012 |
Резолютивная часть постановления от 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: Л.Б.Шариповой, Г.А.Камалиевой
при участии:
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камчатская механизированная колонна-87"
на решение от 28.06.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012
по делу N А24-1262/2012
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ж.П.Алексеева, в суде апелляционной инстанции судьи И.С.Чижиков, С.В.Шевченко, К.П.Засорин
По иску общества с ограниченной ответственностью "Камчатская механизированная колонна-87"
к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края, Министерству финансов Камчатского края, Камчатскому краю
третье лицо: Казенное предприятие Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог"
о взыскании 1 225 707 руб. 12 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Камчатская механизированная колонна-87" (далее - ООО "КМК-87", общество;
ОГРН 1054100116487, место нахождения: 684005, Камчатский край, Елизовский район, г. Елизово, ул. Магистральная, 50, а) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Камчатскому краю в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - Министерство; ОГРН 1084101000147, место нахождения: 683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 19, 409) о взыскании за счет казны Камчатского края в порядке субсидиарной ответственности задолженности в размере 1 225 707 руб. 12 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Иск обоснован ссылками на статьи 12, 115, 309, 310, 399 ГК РФ.
Определением арбитражного суда от 12.04.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Казенное предприятие Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" (далее - КП КК "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог", предприятие, должник; ОГРН 1068282000192, место нахождения: 683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Амурская, 3), Министерство финансов Камчатского края (далее - Минфин Камчатского края;
ОГРН 1074101008376, место нахождения: 683040, г. Петропавловск-Камчатский, пл. им. В.И.Ленина, 1).
Определением арбитражного суда от 28.05.2012 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Минфин Камчатского края, Камчатский край; этим же определением Минфин Камчатского края исключен из состава третьих лиц по делу.
Решением арбитражного суда от 28.06.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012, в удовлетворении иска отказано полностью.
В кассационной жалобе ООО "КМК-87" просит указанные судебные акты отменить как вынесенные с неправильным применением норм материального права (неприменение закона, подлежащего применению) при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на ошибочность вывода судов о наличии у должника достаточного имущества для погашения задолженности. В этой связи считает необоснованной ссылку судов на промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс предприятия по состоянию на 30.11.2010, утвержденный Агентством по управлению государственным имуществом Камчатского края. Со ссылкой на пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ) указывает на то, что объекты незавершенного строительства (код показателя 130 в бухгалтерском балансе) не принадлежат должнику ни на праве собственности, ни на праве оперативного управления; данные объекты числятся на балансе должника лишь временно и должны быть переданы заказчикам. Ссылается на фактическое отсутствие дебиторской задолженности в размере 86 206 000 руб., отраженной в бухгалтерском балансе (код показателя 240 в бухгалтерском балансе). В этой связи указывает на то, что должник не обладает достаточными средствами для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме; данный факт, по мнению заявителя, подтверждается письмом от 06.02.2012 N 24 об отсутствии у предприятия собственных средств для погашения задолженности. Не согласен с выводами судов о том, что требование о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества должника, являющегося унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления, является преждевременным.
В отзывах на кассационную жалобу Минфин Камчатского края и Министерство выразили несогласие с изложенными в ней доводами, считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом положений пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, КП КК "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" является казенным предприятием Камчатского края. Согласно пунктам 1.5, 1.6 его Устава предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Камчатский край несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества. Собственником имущества предприятия является Камчатский край.
Решением от 06.08.2010 по делу N А24-1832/2010 Арбитражного суда Камчатского края, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010, с КП КК "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" в пользу ООО "КМК-87" взыскана задолженность в размере 3 411 771 руб. 76 коп.
На основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда от 06.08.2010 Арбитражным судом Камчатского края 10.11.2010 выдан исполнительный лист серии АС N 900078744.
Распоряжением Агентства по управлению государственным имуществом Камчатского края от 23.08.2010 N 229-р было принято решение о ликвидации КП КК "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" и образована ликвидационная комиссия.
Согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 31.01.2012 N 39-р ликвидационная комиссия завершает свою работу 31.12.2012.
Являясь кредитором ликвидируемого должника, 25.10.2010 и 18.11.2010 истец направил в адрес ликвидационной комиссии требование о погашении задолженности в размере 3 411 771 руб. 76 коп. и указанный выше исполнительный лист соответственно.
В дальнейшем (17.11.2011) между ООО "КМК-87" (дебитор) и ликвидируемым должником подписано соглашение о зачете встречных однородных требований по государственному контракту от 01.12.2009 N 23 ГК на выполнение строительных работ по объекту в размере 2 186 064 руб. 25 коп.
После проведения зачета задолженность предприятия по исполнительному листу, выданному на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда от 06.08.2010, составила 1 225 707 руб. 51 коп.
Впоследствии (06.02.2012) КП КК "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" направило в адрес ООО "КМК-87" письмо, которым уведомило кредитора об отсутствии у должника достаточных средств для погашения указанной задолженности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с пунктом 6 статьи 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Согласно пункту 5 статьи 115 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды, установив наличие у должника достаточного имущества для погашения задолженности, исходили из отсутствия правовых оснований для взыскания в порядке субсидиарной ответственности с собственника имущества должника - Камчатского края этой задолженности в пользу общества.
Вывод судов мотивирован ссылкой на промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс предприятия по состоянию на 30.11.2010, утвержденный Агентством по управлению государственным имуществом Камчатского края, согласно которому задолженность предприятия по состоянию на 30.11.2010 составляла 103 069 тыс. руб., активы - 2 688 712 тыс. руб., включая превышающие задолженность предприятия оборотные активы в размере 122 698 тыс. руб.
Кроме того, апелляционный суд указал на отсутствие доказательств наступления обстоятельств, при которых субсидиарная ответственность может быть возложена на собственника имущества должника - казенного предприятия, а именно: недостаточность имущества ликвидируемого казенного предприятия (п. 6 ст. 63 ГК РФ).
При этом суд первой инстанции отклонил как не подтвержденный материалами дела довод истца о том, что у основного должника отсутствует достаточное имущество для удовлетворения требований кредиторов, включая истца.
Однако суды не приняли во внимание следующее.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ свои выводы суд делает на основе оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, что не имело места в данном случае.
Так, вывод судов о наличии у должника имущества, достаточного для погашения заявленного кредитором требования, основан на оценке ликвидационного баланса, составленного по состоянию на 30.11.2010 (судебное разбирательство состоялось в 2012 году).
При этом вопрос реального финансового состояния ликвидируемого должника, имеющий существенное значение для дела, не был предметом исследования судов.
Так, суды не дали оценку письму ликвидационной комиссии КП КК "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" от 14.06.2012 исх. N 44, направленному в адрес ООО "КМК-87", об отсутствии возможности погасить кредиторскую задолженность в размере 1 225 706 руб. 48 коп. перед обществом в связи с отсутствием на расчетном счете предприятия денежных средств, а также о том, что активы предприятия состоят из объектов незавершенного строительства, не подлежащих реализации, об отсутствии у предприятия имущества.
Не дана судами оценка представленной должником расшифровке строки 240 баланса и содержащимся в ней сведениям (акты сверок по состоянию на 2009 год) на предмет наличия оснований считать дебиторскую задолженность реальной ко взысканию (с учетом сроков исковой давности и распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 31.01.2012 N 39-р о завершении работы ликвидационной комиссии 31.12.2012).
В соответствии с часть 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, лицо, возражающее на исковые требования, заявленные в связи с отказом ликвидируемого должника удовлетворить требования кредитора ввиду отсутствия у него необходимого для этого имущества, должно представить допустимые доказательства, подтверждающие факт наличия у должника такого имущества, что, однако, не учено судами.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании статьи 288 (ч. ч. 1, 3) АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края с учетом вопросов, поставленных в постановлении кассационного суда.
Так, суду с учетом имеющихся в деле, а в случае необходимости, дополнительно представленных доказательств, необходимо исследовать вопрос реального финансового состояния должника и в этой связи наличия (отсутствия) оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ арбитражному суду первой инстанции необходимо решить вопрос распределения государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.06.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу N А24-1262/2012 Арбитражного суда Камчатского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.