г. Хабаровск |
|
21 января 2013 г. |
А24-1411/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: А.Н.Барбатова
Судей: М.М.Саранцевой, А.А.Шведова
при участии
от истца: Гавриш Ю.А., начальник отдела правовой экспертизы, доверенность от 01.01.2013 N КЭ-18-18-13/115Д; Шевелев К.И., заместитель начальника юридической службы, доверенность от 01.01.2013 N КЭ-18-18-13/26Д
от ответчика: Саляхова Л.И., советник правового отдела, доверенность от 10.01.2013 N 02
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
на решение от 18.07.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012
по делу N А24-1411/2012
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ж.П.Алексеева, в апелляционном суде судьи: И.С.Чижиков, К.П.Засорин, С.В.Шевченко
По иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
третье лицо: муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
о взыскании 18 356 653 руб.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, 683013, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, 10) (далее - ОАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1024101037344, 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 14) (далее - Департамент) за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа 18 356 653 руб. долга.
Иск обоснован неисполнением основным должником - муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (правопредшественник муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского", далее - Учреждение) обязательств по оплате задолженности за потребленную в период с 01.01.2007 по 31.12.2008 электроэнергию по договору энергоснабжения от 30.11.2006 N 650 и наличием оснований для привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества основного должника в соответствии со статьями 12, 120, 126, 399, 1071 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ОГРН 1024101025695, 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 22) (далее - МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского").
Решением суда от 18.07.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что предъявленная к взысканию в субсидиарном порядке задолженность взыскана решением арбитражного суда от 13.05.2010 с Учреждения в статусе муниципального автономного учреждения. Несмотря на то, что задолженность образовалась у Учреждения с момента изменения его типа на автономное учреждение данная задолженность является задолженностью МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" с распространением на последнего режима гарантий и ограничений, установленных Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", статьей 120 ГК РФ, в том числе положения о том, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Кроме того, суды исходили из наличия у основного должника денежных средств, достаточных для оплаты задолженности МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского".
В кассационной жалобе ОАО "Камчатскэнерго" просит принятые по делу судебные акты отменить и удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель привел доводы о неправильном применении судами норм материального права, а также о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Считает, что задолженность Учреждения за поставленную электроэнергию образовалась до изменения его типа на автономное и поэтому требование о привлечении собственника его имущества к субсидиарной ответственности предъявлено правомерно. Кроме того, указывает на отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что при изменении статуса Учреждения собственником его имущества решен вопрос о наделении автономного учреждения имуществом, достаточным для исполнения ранее возникших у него обязательств, как того требует пункт 10 статьи 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях". Заявитель полагает также, что доказательствами по делу подтверждается невозможность удовлетворения МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" требований истца.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент выражает несогласие с приведенными в ней доводами и просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи, представители ОАО "Камчатскэнерго" и Департамента привели доводы, соответствующие текстам кассационной жалобы и отзыва на нее. При этом от Департамента поступило заявление об изменении его наименования на Департамент финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с 09.01.2013 (даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц).
Представитель МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимал.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене, а исковое заявление удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, в соответствии с уставом муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского", утвержденным приказом Комитета по управлению имуществом г. Петропавловска-Камчатского от 15.11.2005, указанное Учреждение создано Петропавловск-Камчатским муниципальным образованием, несущим субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения при недостаточности у последнего денежных средств (пункты 1.3, 1.8).
Постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.12.2008 N 3703 создано муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского".
Согласно уставу МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" оно создано путем изменения типа существующего Учреждения, является некоммерческой организацией, учредителем которой выступает Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа.
Запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, об изменении типа учреждения внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) 02.04.2009.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 13.05.2010 по делу N А24-1894/2009 с МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" в пользу ОАО "Камчатскэнерго" взыскано 21 955 793 руб. 84 коп. задолженности за период с января 2007 года по декабрь 2008 года. Указанное решение вступило в законную силу 17.08.2010. Выданный по данному делу исполнительный лист серии АС N 000417465 исполнен частично, остаток задолженности составляет 18 356 653 руб.
Комитетом городского хозяйства 12.04.2011 издан приказ N 22 о ликвидации МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", установлен срок для осуществления необходимых мероприятий по ликвидации - до 12.04.2013 (в редакции приказа от 29.06.2012 N 58), утвержден состав ликвидационной комиссии, который корректировался соответствующими приказами.
ОАО "Камчатскэнерго" направило в адрес ликвидационной комиссии МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" заявление о включении его требования об уплате 18 356 653 руб. в реестр требований кредиторов.
Ликвидационная комиссия признала указанные требования для включения в ликвидационный баланс МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского".
Однако промежуточный ликвидационный баланс в установленном порядке не утвержден и указанная задолженность не погашена.
Ссылаясь на неудовлетворение своего требования основным должником, ОАО "Камчатскэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Как усматривается из материалов дела, предъявленная к взысканию с ответчика задолженность возникла у Учреждения по договору энергоснабжения от 30.11.2006 N 650 в связи с неоплатой последним поставленной в период 2007 - 2008 годы электроэнергии.
Данное обстоятельство подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 13.05.2010 по делу N А24-1894/2009, в рамках которого задолженность взыскана с МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" в связи со сменой типа Учреждения на момент принятия судебного акта.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражные суды, руководствуясь пунктами 13, 14 статьи 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях", пунктами 1, 2 статьи 60, пунктом 2 статьи 120 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент образования задолженности, в период рассмотрения спора по делу N А24-1894/2009 и на момент изменения типа Учреждения, исходили из того, что задолженность последнего с момента изменения его типа стала задолженностью МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" безотносительно момента ее возникновения и, следовательно, обязательством последнего перед истцом.
Между тем арбитражными судами не учтено, что на момент изменения Учреждением существующего типа на автономное учреждение (02.04.2009) обязательства по оплате задолженности за период 2007 - 2008 годы уже возникли и являлись обязательствами еще не МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", а Учреждения, субсидиарную ответственность по которым несет собственник имущества Учреждения по правилам статьи 120 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения обязательств, основанных на договоре энергоснабжения от 30.11.2006 N 650.
При этом изменение правового положения учреждения после возникновения у ОАО "Камчатскэнерго" права требования, а у Учреждения обязанности исполнения гражданско-правового обязательства не имеет правового значения для определения оснований ответственности собственника его имущества по таким обязательствам и не устраняет субсидиарную ответственность собственника - муниципального образования.
С учетом указанного, а также разъяснений, содержащихся в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" предъявление иска к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа как собственнику имущества Учреждения является обоснованным.
Указывая на возможность удовлетворения требований ликвидируемого должника в порядке, предусмотренном статьями 63 и 64 ГК РФ, а также на наличие у МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" достаточных денежных средств для оплаты задолженности, арбитражные суды не приняли во внимание, что ОАО "Камчатскэнерго" в соответствии со статьей 399 ГК РФ фактически предварительно обращалось к должнику за взысканием долга, обязанность по погашению которого Учреждением не исполнена, а также к ликвидационной комиссии МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", которой до настоящего времени не составлен промежуточный ликвидационный баланс, позволяющий определить состав имущества ликвидируемого юридического лица, перечень требований кредиторов, а также результатов их рассмотрения.
Кроме того, ссылка судов на наличие достаточных для оплаты задолженности денежных средств на счетах МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" сделана без учета общей суммы требований кредиторов, поэтому не может быть признана обоснованной. Так, в деле имеется копия реестра требований кредиторов МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", содержащая сведения о признанной последним задолженности в общей сумме 2 381 072 495 руб. 09 коп., тогда как согласно указанным судами справкам ЗАО "Солид Банк" сумма денежных средств на счетах МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" на 28.06.2012 составляет 191 149 572 руб. 20 коп., что значительно меньше суммы его кредиторской задолженности.
Следовательно, из материалов дела не усматривается наличие реальной возможности МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" оплатить задолженность за поставленную истцом в 2007 - 2008 годах электроэнергию в настоящий период.
С учетом изложенного требования ОАО "Камчатскэнерго" о возложении субсидиарной ответственности по неисполненным Учреждением обязательствам на Петропавловск-Камчатский городской округ являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме с отменой в силу частей 1 - 3 статьи 288 АПК РФ решения от 18.07.2012 и постановления от 11.09.2012, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по делу подлежат распределению между участвующими в деле лицами.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.07.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 по делу N А24-1411/2012 Арбитражного суда Камчатского края отменить.
Взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет казны Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" 18 356 653 рубля долга в порядке субсидиарной ответственности.
Взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет казны Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела по иску 114 783 рублей 27 копеек, за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб - 4 000 рублей.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н.Барбатов |
Судьи |
М.М.Саранцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.