г. Владивосток |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А24-1411/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей К.П. Засорина, С.В. Шевченко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной,
при участии:
от Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Саляхова Л.И. - консультант правового отдела по доверенности N 05 от 01.02.2012;
истец, Петропавловск-Камчатский городской округ, третье лицо явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" апелляционное производство N 05АП-7069/2012
на решение от 18.07.2012
судьи Ж.П. Алексеевой
по делу N А24-1411/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668 ОГРН 1024101024078)
к Петропавловск-Камчатскому городскому округу, Департаменту экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101037614 ОГРН 1024101037344)
третье лицо: Муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского"
о взыскании 18 356 653 руб. в порядке субсидиарной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском, в котором просит:
1. Привлечь к субсидиарной ответственности по долгам Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" собственника соответствующего имущества - Петропавловск-Камчатский городской округ.
2. Взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице его финансового органа - Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа 18 333 611 руб. 95 коп. долга.
3. Взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице его финансового органа - Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа расходы по оплате государственной пошлины в размере 23 041 руб. 05 коп.
4. Взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице его финансового органа - Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа расходы по оплате государственной пошлины по настоящему иску в размере 114 783 руб. 27 коп.
Определением суда от 18 апреля 2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен основной должник - Муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства.
Решением суда от 18.07.2012 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного решения суда, просит его отменить, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. Приводит доводы о том, что у основного должника - МАУ "УЖКХ" не имеется имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов, включая истца. Полагает, что обязательства по оплате задолженности возникли до изменения типа муниципального учреждения, поэтому подлежат применению правила, предусмотренные статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, о субсидиарной ответственности должника.
В поступивших через канцелярию суда возражениях на апелляционную жалобу ответчик - Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, третье лицо указывают, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, в связи с чем просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители истца, ответчика - Петропавловск-Камчатского городского округа, третьего лица не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц. Представитель ответчика -Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа доводы апелляционной жалобы опроверг, считает решение не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены оспариваемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" (далее по тексту также - МУ УЖКХ), ранее имевшее наименование Городское жилищное управление г.Петропавловска-Камчатского - муниципальное учреждение, создано 13.08.2001, что подтверждается свидетельствами о внесении записи в ЕГРЮЛ и постановке на учет юридического лица в налоговом органе серия 41 N 000161160, серия 41 N 000272770.
В соответствии с Уставом МУ УЖКХ, утвержденным приказом Комитета по управлению имущества г. Петропавловска-Камчатского от 15.11.2005 (с учетом изменений от 11.05.2006), данное учреждение создано Петропавловск-Камчатским городским муниципальным образованием, несущим субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности у последнего денежных средств (п.п. 1.3, 1.8).
Постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.12.2008 N 3703 создано Муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" (далее по тексту также - МАУ УЖКХ) путем изменения типа существующего Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского".
Названное постановление о создании Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" было опубликовано 26.12.2008, что подтверждается представленной в материалы дела газетой "Град Петра и Павла" N 54 (132) от 26.12.2008.
Из представленной в материалы дела распечатки с сайта "Вестник государственной регистрации" из сети Интернет следует, что сведения о создании в соответствии с постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.12.2008 N 3703 Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" путем изменения типа существующего Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" были опубликованы в соответствии с законодательством Российской Федерации в журнале "Вестник государственной регистрации" 25.02.2009 и 25.03.2009 (N 7 (212), N 11 (216)).
В этих же уведомлениях указано на то, что требования кредиторов Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" могут быть предъявлены в течение 30 дней с момента публикации сообщения, указан адрес, по которому следует направлять претензии.
02 апреля 2009 в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, об изменении типа учреждения - Муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского", что подтверждается Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 41 N 000454198, а также выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского".
Согласно Уставу МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", данное учреждение создано путем изменения типа существующего МУ "УЖКХ г.Петропавловска-Камчатского", является некоммерческой организацией, учредителем которой выступает Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решением Арбитражного суда Камчатского края по делу N А24-1894/2009 от 13 мая 2010 с Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" в пользу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" взыскано 21 955 793 руб. 84 коп., в том числе: 21 932 752 руб. 79 коп. - долг, 23 041 руб. 05 коп. - расходы по государственной пошлине. Согласно решению арбитражного суда период образования задолженности МУ УЖКХ: январь 2007 года - декабрь 2008 года. Из решения арбитражного суда от 13.05.2010 по делу N А24-1894/2009 следует, что долг взыскан с МАУ УЖКХ. 17 августа 2010 указанное решение суда вступило в законную силу.
10 сентября 2010 взыскателю выдан исполнительный лист серия АС N 000417465, который был исполнен частично, остаток задолженности по указанному исполнительному листу составляет сумму 18 356 653 руб.
12 апреля 2011 Комитетом городского хозяйства издан приказ N 22, которым принято решение ликвидировать Муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского", установлен срок для осуществления необходимых мероприятий по ликвидации - до 12.04.2013 (в редакции приказа N 58 от 29.06.2012), а также утвержден состав ликвидационной комиссии, который неоднократно корректировался приказами N 72/1 от 28.11.2011, N 78 от 24.12.2011, N 4 от 17.01.2012.
Сообщение о принятии решения о ликвидации Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 17 (324) 04 мая 2011.
28.06.2011 истец направил в адрес ликвидационной комиссии МАУ УЖКХ письменное заявление о включении требований в реестр кредиторов, в том числе, требование об уплате 18 356 653 руб. по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Камчатского края по решению от 13.05.2010 по делу N А24-1894/2009.
Письмом исх. N 02-2804 от 07.12.2011 ликвидационная комиссия МАУ УЖКХ подтвердила включение в промежуточный ликвидационный баланс, в том числе, требования об уплате 18 356 653 руб. по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Камчатского края по решению от 13.05.2010 по делу N А24-1894/2009.
В соответствии с действующей редакцией пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения задолженности (октябрь - декабрь 2008 года) и на момент вынесения решения арбитражного суда по делу N А24-961/2009 (12 апреля 2010 года), государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Таким образом, на момент образования задолженности, в период рассмотрения спора по делу N А24-1894/2009, на момент опубликования сведений о создании Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" путем изменения типа существующего Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" и момент внесения в ЕГРЮЛ в отношении МАУ УЖКХ записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, действующее законодательство уже содержало положения о том, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Как установлено судом первой инстанции, требования законодательства к процедуре изменения типа юридического лица в отношении МУ УЖКХ при создании МАУ УЖКХ были соблюдены, следовательно, с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи (02.04.2009) все обязательства МУ УЖКХ и МАУ УЖКХ безотносительно момента их возникновения являлись обязательствами автономного учреждения, с распространением на них всего режима гарантий и ограничений, установленных Федеральным законом "Об автономных учреждениях", статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в указанных реакциях, в том числе в части положения о том, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Таким образом, обязательства по оплате задолженности в размере 18 356 653 руб. по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Камчатского края по решению суда от 13.05.2010 по делу N А24-1894/2009 являются обязательствами Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского.
Судом первой инстанции также установлено, что промежуточный ликвидационный баланс МАУ УЖКХ до настоящего времени не утвержден.
Учитывая, что срок ликвидации МАУ УЖКХ определен до 12.04.2013, удовлетворение требований истца возможно за счет основного должника - Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского".
Наличие денежных средств, достаточных для оплаты задолженности МАУ УЖКХ, подтверждается справками ЗАО "Солид Банк" исх. N 05/3790 от 29.05.2012, исх. N 05/4500 от 28.06.2012 об остатке денежных средств на расчетных счетах учреждения (11 608,52 руб., 3 821 320,09 руб., 167 005 919,40 руб.).
Доказательств наличия в материалах дела неисполненного исполнительного листа, акта о невозможности взыскания задолженности с основного должника, согласно которому все принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию его имущества, предусмотренные действующим законодательством, оказались безрезультатны, отсутствия у основного должника имущества, на которое возможно обратить взыскание, денежных средства на расчетных и иных счетах, открытых в банках и иных кредитных организациях, материалы дела не содержат.
Из материалов дела не усматривается, что основной должник отказался удовлетворить требование истца, и поскольку должник находится в стадии ликвидации и удовлетворение этого требования возможно только в порядке, предусмотренном статьями 63 и 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в удовлетворении иска отказано правильно.
Апелляционный суд отклоняет довод жалобы о том, что основанием субсидиарной ответственности в данном случае является факт неисполнения должником денежного обязательства, поскольку сам по себе факт неисполнения обязательства основным должником не может являться основанием для взыскания задолженности в субсидиарном порядке.
Доводы истца о том, что поскольку задолженность возникла у МУ УЖКХ в 2007 и 2008 году (до 1 января 2011), то собственник учреждения должен нести субсидиарную ответственность в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что решением суда долг взыскан с МАУ УЖКХ, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Так, судом первой инстанции верно указано, что в статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации вступившим в силу 01.01.2011 Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" внесены изменения, в том числе пункт 2 статьи 120 ГК РФ дополнен шестым абзацем, в соответствии с которым "Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения".
При этом в соответствии с п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года. В отношении пятого абзаца пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель подобных особенностей не установил.
На момент внесения в ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации названных изменений МАУ УЖКХ не являлось бюджетным учреждением.
Таким образом, в данном случае к спорным отношениям не могут быть применены положения абз. 6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12.ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, поскольку возникшие в 2007 и 2008 году долги МУ УЖКХ стали долгами МАУ УЖКХ с 02.04.2009 (даты внесения в ЕГРЮЛ сведений об изменении типа учреждения).
В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
На основании изложенного, требования истца о привлечении к субсидиарной ответственности Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа необоснованны.
Доводы заявителя о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения. Иное толкование заявителем положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее заявителя.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.07.2012 года по делу N А24-1411/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1411/2012
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" филиал Энергосбыт
Ответчик: Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Петропавловск-Камчатский городской округ
Третье лицо: МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", Муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6035/12
14.01.2013 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-1411/12
17.12.2012 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-1411/12
11.09.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7069/12
18.07.2012 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-1411/12