г. Хабаровск |
|
11 февраля 2013 г. |
А73-7994/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Брагиной Т.Г., Трофимовой О.Н.
при участии
от заявителя: Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - Гончар Е.В., представитель по доверенности от 06.08.2012 N 2451; Колесникова С.С., представитель по доверенности от 13.08.2012 N 2528; Мучкаева И.М., представитель по доверенности от 09.01.2013 N17;
от ответчика: Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Федоренко И.С., представитель по доверенности от 02.08.2011 N 7/6056; Одзял И.В., представитель по доверенности от 31.10.2012 N7/7930;
от третьих лиц: Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей, Краевого государственного общеобразовательного учреждения среднего профессионального образования "Хабаровский педагогический колледж" - представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 16.08.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012
по делу N А73-7994/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Луговая И.М., в суде апелляционной инстанции судьи: Гричановская Е.В., Харьковская Е.Г., Швец Е.А.
по заявлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третьи лица: Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, Краевое государственное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования "Хабаровский педагогический колледж"
о признании недействительным решения
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН 1032700297530, место нахождения: 680002, Хабаровский край, ул. Фрунзе, 70; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 67; далее - управление, антимонопольный орган) от 14.06.2012 N 32.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, Краевое государственное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования "Хабаровский педагогический колледж".
Решением суда от 16.08.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного суда от 10.10.2012, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданным в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа на предмет отмены состоявшихся по делу судебных актов, антимонопольный орган приводит доводы о нарушении судебными инстанциями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, судами не учтено, что отсутствие на территории Хабаровского края единой предельной максимальной наценки на сырье и покупные товары, используемые для изготовления продукции собственного производства хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги общественного питания в профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, и установление Комитетом в пункте 1 постановления от 26.10.2010 N 60-Ц для Краевого государственного общеобразовательного учреждения среднего профессионального образования "Хабаровский педагогический колледж" индивидуальной наценки в размере 100 процентов, ставит данное учреждение в более благоприятные условия относительно хозяйствующих субъектов, которым такая наценка не установлена, создает дискриминационные условия доступа на товарный рынок.
В заседании суда кассационной инстанции представители антимонопольного органа доводы, изложенные в жалобе и в дополнениях к ней, поддержали в полном объеме, представители Комитета, ссылаясь на их несостоятельность, просили судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, Краевое государственное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования "Хабаровский педагогический колледж" извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё, суд кассационной инстанции оснований для её удовлетворения не установил.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Хабаровское УФАС России поступило заявление Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей на действия Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, связанные с установлением для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги питания учащимся профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений, предельных максимальных наценок на сырьё и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства.
В ходе рассмотрения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства комиссией было установлено, что постановлением от 26.10.2010 N 60-Ц для предприятия общественного питания, оказывающего услугу питания учащимся, Краевого государственного общеобразовательного учреждения среднего профессионального образования "Хабаровский педагогический колледж" установлена предельная максимальная наценка в размере 100 процентов, в то время как постановлением Комитета от 28.04.2011 N 12-Ц для предприятий общественного питания и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги питания учащимся общеобразовательных учреждений города Хабаровска, на сырьё и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства, установлена единая наценка в размере 80 процентов.
Отсутствие единой предельной максимальной наценки на сырьё и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания в профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, установление различных наценок для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, антимонопольным органом расценено как создание дискриминационных условий доступа на товарный рынок и осуществления деятельности на нём, создание неравных условий осуществления предпринимательской деятельности.
Решением от 14.06.2012 N 32 управление признало пункт 1 постановления от 26.10.2010 N 60-Ц нарушающим часть 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и выдало предписание.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств и руководствуясь положениями статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Указа Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен", Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 239, пришел к обоснованному выводу о том, что право на введение государственного регулирования торговых надбавок к ценам, в частности на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при учебных заведениях, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Хабаровского края Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 N 60 утверждён Порядок организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги и названы регулирующие органы: Губернатор Хабаровского края и орган исполнительной власти края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования.
В соответствии с установленным Порядком регулирующий орган определяет метод регулирования цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги. Решение регулирующего органа об установлении или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги принимается по результатам экспертизы экономической обоснованности цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги и оформляется в виде соответствующего распорядительного акта.
Наценки на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и учебных заведениях, Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 N 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" включены в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 8 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Поскольку при регулировании торговых надбавок к ценам на основе метода экономически обоснованных затрат организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, обеспечивается компенсация экономически обоснованных расходов на производство продукции и получение прибыли, довод кассационной жалобы о создании дискриминационных условий доступа на товарный рынок и осуществления деятельности на нём является несостоятельным.
Пункт 1 постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.10.2010 N 60-Ц, как правильно указано судебными инстанциями, запретов, установленных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не нарушает, в связи с чем правовых оснований для принятия решения от 14.06.2012 N32 у антимонопольного органа не имелось.
Выводы судебных инстанций основаны на тщательном исследовании всех обстоятельств дела и правильном применении норм материального права. Поскольку в данном случае кассационный суд также не усматривает каких-либо нарушений норм процессуального права, принятые по делу судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.08.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу N А73-7994/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Брагина Т.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.