г. Хабаровск |
|
29 марта 2013 г. |
Дело N А24-3654/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Н.Новиковой
Судей: С.Е.Лобаря, Г.А.Камалиевой
при участии
от КГУБ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края": Козлов С.М., представитель по доверенности от 20.08.2012 б/н
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства строительства Камчатского края, краевого государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края"
на решение от 10.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012
по делу N А24-3654/2012 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.Н. Бляхер, в суде апелляционной инстанции - судьи Л.Ю. Ротко, К.П. Засорин, И.С. Чижиков
По иску закрытого акционерного общества "Сибирский энергетический научно - технический центр"
к Министерству строительства Камчатского края, краевому государственному бюджетному учреждению "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края"
третье лицо казенное предприятие Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог"
о взыскании 5 042 217, 59 руб.
Закрытое акционерное общество "Сибирский энергетический научно-технический центр (далее - истец, ЗАО "СЭНТЦ", ОГРН 1025403198732, адрес (место нахождения): 664017, г. Иркутск, ул. Помяловского,1) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском о взыскании солидарно с краевого государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (далее - КГБУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края", ОГРН 1104101003456, адрес (место нахождения): 683003, г. Петропавловск - Камчатский, ул. Ленинградская, 89) и Министерства строительства Камчатского края (ОГРН 1074101008178, адрес (место нахождения): 683003, г. Петропавловск - Камчатский, ул. Советская, 35) 5 042 217, 59 руб., в том числе: 4 991 166, 59 руб. долга по государственному контракту N 309-242-П/ГК от 30.12.2008 и 51 051 руб. пени за просрочку оплаты выполненных работ.
Определением от 17.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено казенное предприятие Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" (далее - КПКК "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог").
Решением от 10.10.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационных жалобах Министерство строительства Камчатского края, КГУБ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты как несоответствующие нормам права, фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что суд неправильно определил стороны государственного контракта N 309-242-П/ГК, поскольку КГУБ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" полный текст государственного контракта, в котором указан предмет договора, не подписывало, поэтому стороной контракта не является. Указывает, что предмет договора является существенным условием и поэтому должен быть согласован стороной контракта. Ссылается на то, что судом решен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, а именно: Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края, которое является учредителем КП Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" и несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Камчатский край как собственник имущества учреждения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель КГУБ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для их отмены не установил.
Как следует из материалов дела, 30.12.2008 между Министерством строительства Камчатского края (заказчик), ГУКП Корякского автономного округа "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" (заказчик застройщик), ОАО "Сибирский энергетический научно - технический центр" (проектная организация) заключен государственный контракт N 309-242-П/ГК на подготовку проектной и рабочей документации по объекту "Строительство ВЛ 35 кВ Тигиль - Седанка".
Государственный контракт заключен по итогам конкурса, протокола оценки и сопоставления заявок от 26.12.2008 N 98К-2.
Предметом контракта являлся комплекс основных и дополнительных работ и услуг по подготовке проектной и рабочей документации по названному объекту согласно сметы, в которой конкретно указаны виды работ (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью контракта (п. 2.1).
Пунктом 2.3 определено, что заказчик и заказчик застройщик поручают, а проектная организация принимает на себя выполнение основных работ по созданию проектной продукции, оговоренных в пунктах 2.3.1 -2.3.4 контракта.
Условиями контракта установлены сроки выполнения работ: начальный - 30.12.2008, окончание работ - 30.10.2009; стоимость работ - 34 610 827, 80 руб.
Дополнительным соглашением от 16.06.2009 N 01 в государственный контракт N 309-242-П/ГК внесены изменения в части наименования заказчика - застройщика: ГУКП Корякского автономного округа "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" заменено на Казенное предприятие Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог".
Изменения внесены на основании Распоряжения Агентства по управлению государственным имуществом Камчатского края от 01.06.2009 N 166-р.
Дополнительным соглашением от 19.07.2011 N 02 к государственному контракту N 309-242-П/ГК внесены изменения в части заказчика застройщика, а именно: в связи с ликвидацией КП Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" согласно распоряжения Агентства по управлению государственным имуществом Камчатского края от 23.08.2010 N 229-р, в соответствии с п. 6.6 ст. 9 ФЗ N 94-ФЗ заказчиком застройщиком определено КГУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края". Дополнительное соглашение подписано, в том числе, представителем КГУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края".
ЗАО "Сибирский ЭНТЦ" ссылаясь на то, что на момент принятия решения о ликвидации заказчика застройщика - КП Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" стоимость выполненных и принятых работ составляла 31 149 665, 96 руб., однако оплата выполненных работ произведена не в полном объеме, задолженность составила 3 114 966, 59 руб., которая включена в реестр требований ликвидируемого казенного предприятия, по состоянию на 25.01.2012 задолженность по контракту составляет 4 991 166, 59 руб., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, указав, в том числе, требование о взыскании пени, начисленной в соответствии с п. 4.6 государственного контракта N 309-242-П/ГК.
Судами правомерно квалифицированы отношения сторон как регулируемые нормами главы 37 ГК РФ, Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", условиями государственного контракта от 30.12.2008 N 309-242-П/ГК с учетом дополнительных соглашений к нему.
При разрешении спора установлены следующие обстоятельства.
Так, факт выполнения проектной организацией работ подтверждается актами о приемке выполненных работ формы КС-2 от 26.05.2009.
Данные акты со стороны заказчика застройщика подписаны генеральным директором ГУКП КАО "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог". Акт от 26.12.2009 на сумму 9 080 187, 32 руб. подписан генеральным директором КПКК "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог", акт от 28.02.2011 на сумму 1 876 200 руб. председателем ликвидационной комиссии названного казенного предприятия. Итого выполнение составило 33 025 865, 96 руб.
Оплата выполненных работ произведена в сумме 28 034 699, 37 руб., что подтверждается платежными поручениями от 08.05.2009 N 465, от 28.07.2009 N 707, от 28.07.2009 N 708, от 29.12.2009 N 936. Задолженность по оплате выполненных работ составила 4 991 166, 59 руб. На указанную сумму в деле представлен акт сверки по состоянию на 30.06.2011, подписанный руководителем Ясеневым Ю.Б., главным бухгалтером КПКК "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог".
Данное сторонами не опровергается.
Спорным является вопрос о возложении ответственности по уплате задолженности КПКК "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" на КГУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края", а также Министерство строительства Камчатского края в порядке субсидиарной ответственности.
Установлено, что распоряжением Агентства по управлению государственным имуществом Камчатского края от 23.08.2010 N 229-р принято решение ликвидировать казенное предприятие Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог".
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 01.06.2011 N 27-р утвержден состав ликвидационной комиссии КП КП "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог", председателем ликвидационной комиссии назначен Ясенев Ю.Б.. Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 31.01.2012 N 39-р срок полномочий ликвидационной комиссии продлен до 31.12.2012.
Как указано выше, акт сверки по состоянию на 30.06.2011 о задолженности в сумме 4 991 166, 59 руб. подписан Ясеневым Ю.Б.
Письмом от 10.06.2011 N 20-1271 Министерство строительства Камчатского края известило проектную организацию о смене заказчика застройщика, уведомив, что стороной по государственному контракту N 309-242-П/ГК является КГУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края", с которой впоследствии заключено дополнительное соглашение от 19.07.2011 N 02 к государственному контракту N 309-242-П/ГК. При этом пунктом 2 дополнительного соглашения определено, что все стороны руководствуются положениями заключенного государственного контракта N 309-242-П/ГК.
В этой связи судебные инстанции учитывая, что дополнительное соглашение от 19.07.2011 N 02 является неотъемлемой частью государственного контракта, а условиями пункта 4.2, 4.3 государственного контракта обязанности по оплате выполненных работ возложены на заказчика застройщика, по финансированию - на заказчика, принимая во внимание отсутствие надлежащих доказательств о разделении функций заказчика застройщика при его смене, оценив согласно статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, руководствуясь статьями 309, 740, 746 ГК РФ, обоснованно взыскали задолженность в сумме 4 991 166, 59 руб. за выполнение работы проектной организации с заказчика застройщика - КГБУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края", а при недостаточности у последнего денежных средств с Министерства строительства Камчатского края в порядке субсидиарной ответственности согласно п.2 ст. 120 ГК РФ, действующей на момент возникновения спорной задолженности, разъяснением, изложенным в пунктах 4, 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21.
Выводы суда в части взыскания пени в сумме 51 051 руб. соответствуют установленным по делу обстоятельствам, условиям пункта 8.5 государственного контракта, требованиям пункта 9 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", статье 330 ГК РФ.
При этом расчет пени исчисленной по оплате задолженности за период с 03.02.2010 по 30.01.2012 по акту N 2 за период с 15.04.2011 по 30.01.2012, по акту N 3 арифметически проверен судом и признан верным.
Доводы заявителей кассационной жалобы о том, что КГБУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" не является стороной по государственному контракту, поскольку его не подписывала, а также отсутствие согласованности по предмету контракта не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, а именно: подписание последним дополнительного соглашения N 2 к государственному контракту являющегося неотъемлемой частью контракта (пункт 3 дополнительного соглашения N 2).
При изложенном, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А24-3654/2012 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебного акта по настоящему делу, принятое на основании определения Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.02.2013 N 001872 (Ф03-577/2013), отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н.Новикова |
Судьи |
С.Е.Лобарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом от 10.06.2011 N 20-1271 Министерство строительства Камчатского края известило проектную организацию о смене заказчика застройщика, уведомив, что стороной по государственному контракту N 309-242-П/ГК является КГУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края", с которой впоследствии заключено дополнительное соглашение от 19.07.2011 N 02 к государственному контракту N 309-242-П/ГК. При этом пунктом 2 дополнительного соглашения определено, что все стороны руководствуются положениями заключенного государственного контракта N 309-242-П/ГК.
В этой связи судебные инстанции учитывая, что дополнительное соглашение от 19.07.2011 N 02 является неотъемлемой частью государственного контракта, а условиями пункта 4.2, 4.3 государственного контракта обязанности по оплате выполненных работ возложены на заказчика застройщика, по финансированию - на заказчика, принимая во внимание отсутствие надлежащих доказательств о разделении функций заказчика застройщика при его смене, оценив согласно статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, руководствуясь статьями 309, 740, 746 ГК РФ, обоснованно взыскали задолженность в сумме 4 991 166, 59 руб. за выполнение работы проектной организации с заказчика застройщика - КГБУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края", а при недостаточности у последнего денежных средств с Министерства строительства Камчатского края в порядке субсидиарной ответственности согласно п.2 ст. 120 ГК РФ, действующей на момент возникновения спорной задолженности, разъяснением, изложенным в пунктах 4, 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21.
Выводы суда в части взыскания пени в сумме 51 051 руб. соответствуют установленным по делу обстоятельствам, условиям пункта 8.5 государственного контракта, требованиям пункта 9 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", статье 330 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 марта 2013 г. N Ф03-577/13 по делу N А24-3654/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7129/13
29.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7129/13
29.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-577/13
18.12.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9996/12
10.10.2012 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-3654/12