г. Хабаровск |
|
05 апреля 2013 г. |
А51-19763/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Л.К. Кургузовой, Г.В.Котиковой
при участии
от индивидуального предпринимателя Губаря Игоря Владимировича - представитель не явился;
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - представитель не явился;
от третьего лица: Мезенцева Владимира Анатольевича - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Губаря Игоря Владимировича
на решение от 14.11.2012
по делу N А51-19763/2012 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.Е. Мангер;
по заявлению индивидуального предпринимателя Губаря Игоря Владимировича
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
третье лицо: Мезенцев Владимир Анатольевич
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка N 25/00-12-46932, расположенного по ул. Двенадцатая, 8 г.Владивостока, выраженного в письме от 25.05.2012 г. N 29/02/03-13/10962 и об обязании предоставить в собственность Губарю И.В. и Мезенцеву В.А. спорный земельный участок
индивидуальный предприниматель Губарь Игорь Владимирович, (далее - предприниматель, ИП Губарь И.В.) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) (ОГРН 1072540005724, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка N 25/00-12-46932, расположенного по улице Двенадцатая, 8 города Владивостока, выраженного в письме от 25.05.2012 N 29/02/03-13/10962 и об обязании предоставить в собственность Губарю И.В. и Мезенцеву В.А. спорный земельный участок.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 05.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Мезенцев Владимир Анатольевич (далее - Мезенцев В.А.).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.11.2012, предпринимателю в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 апелляционная жалоба ИП Губаря И.В. возвращена заявителю на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе предпринимателя, который просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы предприниматель ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя, применяя к спорным правоотношениям подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), суд не принял во внимание положения пункта 3 статьи 96 ЗК РФ, согласно которым из оборота исключены только земли находящиеся в первой зоне округа санитарной охраны курортной зоны. Полагает, что поскольку в рассматриваемом случае земельный участок расположен во втором поясе санитарной охраны курортной зоны, а земли, входящие в состав второй и третьей зон, не исключены из оборота и в отношении данных земельных участков не установлен режим особой охраны, у департамента отсутствовали правовые основания для отказа предпринимателю в предоставлении земельного участка N 25/00-12-46932, расположенного по улице Двенадцатая, 8 города Владивостока, в собственность.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили. Отзыв на кассационную жалобу департамент не представил.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, начавшемся 27.03.2013 в 10 часов 40 минут, объявлялся перерыв до 03.04.2012 14 часов 10 минут.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации от 16.06.2004 серии 25-АА 428796 ИП Губарю И.В. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля в праве на нежилое здание - котельной с пристройкой общей площадью 449,40 кв.м., расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Двенадцатая, 8. Вторым субъектом права общей долевой собственности данного объекта на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 25-АА N 428795 от 16.06.2004 является Мезенцев В.А.
28.04.2012 ИП Губарь И.В. и Мезенцев В.А. обратились в департамент в порядке статьи 36 ЗК РФ с заявлением N 29-13042 о предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка площадью 2 828 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Двенадцатая, 8 для эксплуатации здания котельной с пристройкой.
Рассмотрев заявление, департамент письмом от 25.05.2012 N 29/02/03-13/10962 отказал предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок находится во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, которая в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ относится к землям особо охраняемых природных территорий. Данным письмом департамент указал заявителям на возможность оформить испрашиваемый земельный участок в долгосрочную аренду.
Предприниматель, расценив данный отказ как несоответствующий нормам земельного законодательства, нарушающий его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь статями 15, 27, 28, 36, пунктом 1 части 2 статьи 94, статьей 96 ЗК РФ, частью 1 статьи 23 Федерального закона от 23.05.1005 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", статьей 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.10.1983 N 458, Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, пришел к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах особо охраняемых природных территорий, в связи с чем является ограниченным в обороте и не может быть представлен в частную собственность.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда основанными на правильном применении норм земельного законодательства, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в пределах особо охраняемых природных территорий, в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте.
Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которой отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Статьей 94 ЗК РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.
Исходя из статьи 96 ЗК РФ, пунктов 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что курортная зона города Владивостока на побережье Амурского залива утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.01.1971 N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР имеющих республиканское значение". Курортная зона города Владивостока на побережье Амурского залива является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.10.1983 N 458 в отношении курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны в составе трех зон.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 24.04.2012 испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на территории второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива и в силу статей 27, 94, ЗК РФ относится к землям особо охраняемых территорий, ограниченным в обороте и не подлежащим передаче в частную собственность.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа департамента в предоставлении земельного участка N 25/00-12-46932, расположенного по улице Двенадцатая, 8 города Владивостока, заявителю в собственность.
Довод предпринимателя о том, что ограниченными в обороте являются только земельные участки, расположенные на территории первой зоны округа санитарной охраны курортной зоны, подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьями 1, 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" округ санитарной (горно-санитарной) охраны является особо охраняемой природной территорией с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которым определен порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 и Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и внесения в них изменений, утвержденным решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462, для каждой зоны округа санитарной охраны курортной зоны установлен свой правовой режим использования, однако это не изменяет статус самого округа санитарной зоны как особо охраняемой природной территории.
В подтверждение своей позиции заявитель ссылается на постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.03.2011 N Ф03-487/2011.
Между тем указанное постановление принято по делу с иными фактическими обстоятельствами, в частности, в данном судебном акте сделан выводов о возможности предоставления земельного участка, находящегося на территории второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны, дачному товариществу в аренду.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции. Эти доводы были рассмотрены и правомерно отклонены судом как основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для переоценки сделанных судом первой инстанции выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В силу изложенного, жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку при подаче кассационной жалобы предпринимателем излишне уплачена сумма государственной пошлины в размере 1 900 руб., она подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.11.2012 по делу N А51-19763/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Губарю Игорю Владимировичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 900 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по чеку-ордеру от 24.01.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.