г. Хабаровск |
|
03 апреля 2013 г. |
А51-13788/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Л.К. Кургузовой, Г.В. Котиковой
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Северный ветер" - представитель не явился;
от Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
на решение от 20.09.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012
по делу N А51-13788/2012 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И. Голуб;
в суде апелляционной инстанции судьи: Н.Н. Анисимова, О.Ю. Еремеева, Г.М. Грачёв
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северный ветер"
к Управлению градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 17.05.2012 N 18362/1у
общество с ограниченной ответственностью "Северный ветер" (далее - заявитель, общество, ООО "СВ") (ОГРН 1032500528408, Приморский край, г. Артем, ул. Кирова, 5) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - управление) (ОГРН 1092536003812, Приморский край, г. Владивосток, ул. Западная, 15) от 17.05.2012 N 18362/1у об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане испрашиваемой территории по адресу: г. Владивосток, ул. Гульбиновича, 13а, для завершения строительства незавершённого объекта капитального строительства (двухэтажная пристройка к 9-ти этажному общежитию готовностью 46,8%) и его дальнейшей эксплуатации; об обязании управления утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане испрашиваемой территории по адресу: г. Владивосток, ул. Гульбиновича, 13а, общей площадью 1 155 кв.м.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.09.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012, требования ООО "СВ" удовлетворены: решение Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 17.05.2012 N 18362/1у об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по адресу: ул. Гульбиновича, 13а в г. Владивостоке признано незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд первой инстанции обязал управление в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу утвердить и выдать ООО "Северный ветер" схему расположения земельного участка, примерной площадью 1155 кв.м., в районе ул. Гульбиновича,13а в г. Владивостоке, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории для завершения строительства незавершённого объекта капитального строительства (двухэтажная пристройка к 9-ти этажному общежитию готовностью 46.8%) и его дальнейшей эксплуатации.
Законность и обоснованность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе управления, которое, не соглашаясь с судебными актами, указало на несоответствие выводов судов, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также на неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя жалобы, в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок на котором расположен объект незавершенного строительства не может быть передан ООО "СВ" в собственность, соответственно, правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка не имеется. Полагает, что отсутствие в заявлении общества об утверждении схемы расположения земельного участка указания на вид права, в соответствии с которым заявитель намерен испрашивать у уполномоченного органа земельный участок для завершения строительства, свидетельствует о законности оспариваемого отказа.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили. Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, выслушав представителей лиц участвующих в деле, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.08.1999 N 0060645 ООО "СВ" является собственником объекта незавершенного строительства готовностью 46,8% - 2-этажной пристройки к 9-этажному общежитию, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Гульбиновича, 13а.
03.11.2011 общество обратилось в управление с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка примерной площадью 1 155 кв.м в районе ул. Гульбиновича, 13а, г. Владивостока на кадастровом плане территории с целью завершения строительства объекта незавершенного строительства, расположенного на данном земельном участке. К заявлению приложены: технический паспорт здания и правоустанавливающие документы на него, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (оригинал и электронный носитель), топографическая съемка.
Рассмотрев заявление общества, управление письмом от 12.01.2012 N 32410сп отказало в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по причине включения в схему расположения испрашиваемого земельного участка внутриквартального проезда, которым пользуется неограниченный круг лиц, а также ввиду наложения спорного участка на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030007:142.
07.03.2012, 03.04.2012 общество повторно обращалось с аналогичными заявлениями, которые письмами от 19.03.2012 N 12582/1У, 28.04.2012 N 18362/1у оставлены без удовлетворения в связи с не подтверждением представителем общества соответствующих полномочий и направлением запроса по вопросу регистрации права собственности на объект недвижимости.
Необходимость исключения из границ формируемого земельного участка территории общего пользования явилась окончательным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, который изложен в письме от 17.05.2012 N 18362/1У.
Ссылаясь на незаконность решения управления, нарушение им прав и законных интересов общества, ООО "СВ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 35, пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ пришел к выводу о том, что наличие проездов и проходов общего пользования не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Судом указано, что вопрос о праве, на котором может быть предоставлен земельный участок для завершения строительства объекта готовностью 46,8%, выходит за пределы компетенции управления градостроительства, которое в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации обязано утвердить схему расположения земельного участка, независимо от того, для каких целей испрашивается земельный участок.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд, исходя из положений пунктов 11,12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, проанализировав сведения, содержащиеся в схеме расположения земельного участка, топографической съемке, техническом отчете инвентаризации земельного участка, установил отсутствие в данных документах сведений о наличии в границах испрашиваемого земельного участка каких-либо красных линий, обозначающих территорию общего пользования. При этом апелляционная инстанция указала, что необходимость обеспечения беспрепятственного проезда и прохода к смежному землепользованию не может служить основанием для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Выводы судов основаны на правильном применении норм земельного законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10,11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
В силу названных правовых норм собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок.
При этом законом обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий рассматривается в качестве юридической обязанности соответствующего органа.
Судами установлено, что в городе Владивостоке органом, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры, является Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, к полномочиям которого отнесено, в том числе: утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно Закону Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" органом, уполномоченным по распоряжению земельными участками на территории г. Владивостока, является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. Именно в компетенцию данного органа входит решение вопроса о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка при наличии установленных управлением ограничений, отраженных в утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В этой связи суды пришли к обоснованному выводу о том, что вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен департаментом после составления и утверждения управлением схемы расположения земельного участка, в которой отражается информация о всевозможных ограничениях, существующих на спорной территории.
Судами дана полная оценка обстоятельствам, указанным управлением в качестве оснований для принятия оспариваемого решения. При этом ими установлено отсутствие в представленных документах, а именно в топографической съемке, техническом отчете инвентаризации земельного участка сведений о наличии в границах испрашиваемого земельного участка каких-либо красных линий, обозначающих территорию общего пользования.
Правомерно отклонен довод управления об отсутствии в заявлении общества указания на вид права, на котором общество намерено испрашивать земельный участок, поскольку данное обстоятельство не послужило основанием для отказа в утверждении и согласования схемы расположения земельного участка.
Подлежит отклонению ссылка управления на отсутствие у общества права на приватизацию земельного участка, поскольку данное обстоятельство не являлось предметом рассмотрения по данному делу.
Учитывая, что оспариваемый отказ не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное требование и обязал управление утвердить и выдать обществу схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку доказательств, которые получили надлежащую оценку судов первой и апелляционных инстанций при разрешении настоящего спора, при этом в силу части 2 статьи 287 АПК РФ подобная переоценка находится за пределами полномочий кассационной инстанции.
Так как фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.09.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по делу N А51-13788/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.