г. Хабаровск |
|
21 мая 2013 г. |
А51-20917/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Е.П. Филимоновой
Судей: Л.К. Кургузовой, Г.В. Котиковой
при участии:
от заявителя: Дачного некоммерческого товарищества "Социальное" - Грабова О.С., представитель по доверенности от 14.03.2013 N 25 АА 0904150;
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
на решение от 22.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012
по делу N А51-20917/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Номоконова Е.Н., в суде апелляционной инстанции судьи Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю., Грачёв Г.М.
По заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Социальное"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным решения
Дачное некоммерческое товарищество "Социальное" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент), выраженного в письме от 23.03.2011 N 29/06/02-14/3607, об отказе в предоставлении земельного участка примерной площадью 8000 кв.м в аренду сроком на 49 лет, расположенного по адресу: г. Владивосток, район бухты Емар, для целей, не связанных со строительством. Товарищество в качестве восстановления нарушенного права просило суд обязать департамент в течение 5 рабочих дней направить его заявление в адрес администрации города Владивостока.
Решением суда от 22.10.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012, заявление товарищества удовлетворено. Суд признал оспариваемый ненормативный акт незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и обязал департамент в течение 14 дней направить в администрацию заявление товарищества от 09.02.2011 N 29-2499.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судами не учтено, что товариществом нарушен порядок и условия предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, поскольку при обращении с соответствующим заявлением не был представлен список членов товарищества, утвержденный органом местного самоуправления. Также департамент указывает на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Лазурного участкового лесничества; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, поэтому департамент не уполномочен распоряжаться данными земельными участками. Кроме этого, департамент ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне городских лесов и лесопарков (Р-1) и частично в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в которых ведение дачного хозяйства не является видом разрешенного использования.
Товарищество в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в суде кассационной инстанции против доводов кассационной жалобы возражают и просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Департамент извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не обеспечил.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на неё, заслушав мнение представителя товарищества, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.02.2011 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, район бухты Емар, для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
К заявлению товарищество приложило обзорную схему М.1:2000, кадастровый план территории, а также учредительные документы товарищества.
01.03.2011 товарищество уточнило площадь испрашиваемого земельного участка, указало, что земельный участок испрашивается в районе Чумакова Ключа, бухта Емар, примерно 8 000 кв.м.
Письмом от 23.03.2011 N 29/06/02-14/3607 департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись: на отсутствие у него полномочий распоряжаться земельными участками, расположенными на территории лесного фонда; непредставление списка членов товарищества; размещение части земельного участка в зоне Р-1.
Не согласившись с решением департамента, товарищество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, которым при рассмотрении спора учтены положения статей 198, 200 АПК РФ о том, что для признания ненормативного акта недействительным, решения органа государственной власти незаконным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 21 (1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края обладают органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений.
Департамент земельных отношений, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края.
В отношении садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создаваемых на территории Российской Федерации, а также в отношении ранее созданных садоводческих, огороднических и дачных товариществ и садоводческих, огороднических и дачных кооперативов применяется Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих огороднических и дачных объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 66-ФЗ под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 этого же закона садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельный участок предоставляется в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимают решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляют ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды обеих инстанций, руководствуясь статьей 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ признали недоказанным факт расположения испрашиваемого земельного участка в границах лесов Лазурного участкового лесничества Владивостокского лесничества, а также в территориальных зонах Р-1 и Ж-1, и вследствие этого необоснованным отказ товариществу в предоставлении данного земельного участка.
Кроме того, как установлено судебными инстанциями, согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока 07.04.2010 N 462, и Генплану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 462, испрашиваемый товариществом земельный участок входит в состав земель населенных пунктов и находится в жилой зоне - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4), что подтверждается заключением кадастрового инженера от 16.10.2012.
С учётом установленных конкретных обстоятельств дела, правильно применив нормы материального права, суды обоснованно признали оспариваемое решение департамента по основаниям, изложенным в нём, незаконным.
Ссылка департамента на непредставление заявителем надлежащим образом утверждённого списка членов товарищества судами правомерно отклонена, поскольку товарищество обратилось в департамент с заявлением после его регистрации в качестве юридического лица и к своему заявлению приложило список членов товарищества.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами норм Федерального закона N 66-ФЗ и Земельного кодекса РФ были предметом исследования в судах обеих инстанций, где им дана надлежащая оценка. Новых доводов, свидетельствующих о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, заявителем в кассационной жалобе не приводится.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 по делу N А51-20917/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.