г. Хабаровск |
|
21 мая 2013 г. |
А73-9850/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: С.Н.Новиковой
Судей: С.А.Логвиненко, Л.Б.Шариповой
при участии:
от УК ООО "ВИК-ГАРАНТ": Дицына В.А., представитель по доверенности от 09.01.2013 б/н
от МУП г.Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке": Апенышева И.С., представитель по доверенности от 02.07.2012 б/н
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу управляющей компании общества с ограниченной ответственностью "ВИК-Гарант"
на решение от 29.10.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013
по делу N А73-9850/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.М. Левинталь, в суде апелляционной инстанции судьи М.О.Волкова, И.В.Иноземцев, А.В.Шевц
По иску Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке"
к Управляющей компании общества с ограниченной ответственностью "ВИК-ГАРАНТ"
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Расчетно-кассовый центр"
о взыскании 8 609 550,29 руб.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" (далее - МУП г. Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке"; ОГРН 1022701287927, место нахождения: 680009, г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 19) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к управляющей компании обществу с ограниченной ответственностью "ВИК-Гарант" (далее - ООО "ВИК-Гарант"; ОГРН 1052701044296, адрес (место нахождения): 680003, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Краснореченская, 53) о взыскании 8 864 074, 26 руб. (с учетом уточнений принятых в порядке ст.49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Расчетно-кассовый центр".
Решением арбитражного суда от 29.10.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе УК ООО "ВИК-ГАРАНТ" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как несоответствующие нормам права. Заявитель полагает, что стоимость услуг согласована сторонами в Приложении N 1 к договору, поэтому считает применение иных тарифов необоснованным. Настаивает, что договор в части оплаты услуг изменен в одностороннем порядке. Ссылается, что являясь управляющей компанией, размеры оплаты за соответствующие услуги утверждены протоколами общих собраний собственников помещений МКД исходя из условий договора от 01.01.2011. Считает, изменение оплаты произведено в нарушение п. 7 ст. 156 ЖК РФ. Не согласен с тем, что услуга по сбору и вывозу ТБО является регулируемой.
В отзыве на кассационную жалобу МУП г. Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель МУП г. Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, дав по ним пояснения.
Как следует из материалов дела, 01.01.2011 между МУП г. Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" (исполнитель) и УК ООО "ВИК-ГАРАНТ" (заказчик) заключен договор, которым урегулированы отношения сторон по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов (ТБО) собственниками и нанимателями МКД с территории и в объемах, указанных в графике вывоза бытовых отходов (приложение N 2).
Пунктом 3.1 договора установлено, что расчет стоимости услуг по вывозу и захоронению ТБО производится по тарифам, установленным на территории г. Хабаровска.
Срок действия договора определен с 01.01.2011 по 31.12.2011. Если за месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон не предупредила в письменной форме другую сторону о его расторжении, то договор считается пролонгированным на следующий календарный год на тех же условиях (п. п. 5.1, 5.2).
В период действия договора истцом оказаны услуги по вывозу-захоронению ТБО.
МУП г. Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" ссылаясь на то, что за период с октября 2011 по июнь 2012 оплата оказанных услуг произведена не в полном объеме, задолженность составила 8 864 074, 26 руб., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Судами правомерно квалифицированы спорные правоотношения как регулируемые нормами гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг", условиями договора от 01.01.2011.
Как указано выше, расчет стоимости услуг определен сторонами по тарифам, установленным на территории г. Хабаровска (п. 3.1 договора).
Согласно счетам-фактурам за спорый период с октября 2011 по июнь 2012 истцом оказаны услуги по захоронению: по тарифу в сумме 131, 50 руб. (с учетом НДС) за период с октября по декабрь 2011; в сумме 100, 93 руб. (без учета НДС) за период с января по июнь; по вывозу ТБО: по тарифу в сумме 232, 79 (без учета НДС) за период с октября по декабрь 2011; 100 руб. (без учета НДС) за период с января по июнь 2012; в этот же период (январь-июнь 2012) включена услуга по перегрузке и транспортировке ТБО в сумме 132, 79 руб.
Счета-фактуры составлены по актам об оказании услуг, в которых отражены объемы оказанных услуг. Названные акты со стороны заказчика не подписаны.
Вместе с тем суды, учитывая, что заказчик в соответствии с п. 3.4 договора комиссионные расходы в размере 4, 33% производил от стоимости услуг, отраженных в актах выполненных работ и, принимая во внимание отсутствие надлежащих доказательств об иных объемах оказанных услуг, признали доказанными объемы услуг, указанные в актах.
Таким образом, из названных документов истцом в спорный период оказаны услуги по захоронению и вывозу ТБО.
В данном случае спорными являются вопросы по тарифам, подлежащим применению к оказанным услугам.
Исходя из правил п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ, предусматривающих, что тарифы и услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, судами обоснованно указано, что услуги по утилизации (захоронению) ТБО относятся к регулируемым видам деятельности организаций коммунального комплекса и стоимость таких услуг должна устанавливаться в соответствии с утвержденным для соответствующей организации тарифам.
Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Хабаровского края от 17.11.2010 N 36/14, от 29.07.2011 N 25/5, от 01.01.2012 N 36/14 для МУП г. Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" установлены тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО на полигоне в районе им. Лазо, в частности 100, 93 руб. за 1 куб. м (без учета НДС), 119, 10 руб. за 1 куб. м (с учетом НДС) - для населения.
В пределах названных тарифов производилось исчисление истцом соответствующих услуг по утилизации (захоронению) ТБО.
При этом об изменении тарифов ответчик информирован в установленном порядке.
В отношении услуг по сбору и вывозу ТБО установлено следующее.
Так, названными постановлениями Комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края за N N 36/14, 25/5, 43/33 тарифы на соответствующую услугу не устанавливались.
Тариф на сбор и вывоз ТБО для МУП г. Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" установлен приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда от 28.12.2006 N 89 в размере 100 руб. за 1 куб. м (без НДС).
Данный тариф действует с 01.01.2007.
Приказом этого же управления от 01.03.2011 N 9 для истца утвержден тариф на сбор и вывоз ТБО от контейнерных площадок на полигон ТБО в районе им. Лазо в размере 232, 79 руб. за 1 куб. м (без НДС).
Названные приказы приняты в соответствии с уставом городского округа, решением Хабаровской городской думы от 22.03.2005 N 53 "О порядке установления (урегулирования) цен и тарифов в городском округе "Город Хабаровск" и на основании заключения управления экономического развития администрации г. Хабаровска от 12.12.2006 N 7-12/1751, от 28.02.2011 N 6-10/233.
Приказом этого же управления от 31.12.2010 N 52 для истца установлен тариф на перегрузку ТБО на мусороперегрузочную станцию "Северная" и транспортировку на полигон ТБО в районе им. Лазо.
Судами так же установлено, что расчет оплаты за услуги по сбору и вывозу ТБО производился по тарифам, установленным органом местного самоуправления для истца.
При изложенном, суды, оценив согласно ст. 71 АПК РФ представленные в деле доказательства и установив факт оказания истцом в период с октября по июнь 2012 услуг по сбору, вывозу и захоронению ТБО, наличие задолженности по оплате принятых ответчиком названных услуг в сумме 8 864 074, 26 руб., обоснованно сделали вывод о наличии правовых оснований для ее взыскания в соответствии с правилами ст. ст. 309, 779 ГК РФ. При этом суды, с учетом п. 3.1 договора, вышеназванных правовых актов, устанавливающих тарифы по утилизации, сбору и вывозу ТБО непосредственно для МУП г. Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" обоснованно признали подлежащими применению спорные тарифы.
В этой связи подлежат отклонению доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном применении установленных тарифов.
Иные доводы не опровергают выводы судебных инстанций, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в полномочия кассационной инстанции, поэтому подлежат отклонению.
Подлежит отклонению ссылка на то, изменение тарифа произведено в нарушение п. 7 ст. 156 ЖК РФ, предусматривающей, что размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Поскольку в данном случае тарифы изменены в соответствии с условиями п. 3.1 договора от 01.01.2011, на основании правовых актов, подлежащих применению к спорным правоотношениям, с надлежащим уведомлением управляющей организации, а так же недоказанностью того, что спорные расходы понесены ответчиком.
При изложенном основания для отмены решения, постановления и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.10.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 по делу N А73-9850/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Н.Новикова |
Судьи |
С.А.Логвиненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.