г. Хабаровск |
|
14 июня 2013 г. |
А04-6173/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: Я.В.Кондратьевой
Судей: О.Г. Красковской, О.В. Цирулик
при участии:
от ответчика: Буздык А.В, представитель, доверенность от 23.05.2013 N 3581А
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 03.12.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013
по делу N А04-6173/2012 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В. Китаев, в апелляционном суде судьи: И.В. Иноземцев, М.О. Волкова, А.В. Шевц
По иску Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Свободненская автомобильная школа" регионального отделения ДОСААФ России к Военному комиссариату Амурской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 2 578 404 руб.
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Свободненская автомобильная школа регионального отделения ДОСААФ России Амурской области Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействие армии, авиации и флоту России" (ОГРН 1022800764854, адрес (место нахождения): 676450, Амурская область, г.Свободный, ул. 50 лет Октября, 31) (далее - Свободненская автошкола) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском о взыскании с Военного комиссариата Амурской области (ОГРН 1022800528739, адрес (место нахождения): 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 162) (далее - Военный комиссариат) задолженности в размере 2 578 404 руб. за услуги по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, а при недостаточности денежных средств произвести взыскание с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, адрес (место нахождения): 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9) (далее - Минфин России) за счет средств казны Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, адрес (место нахождения): 119019, г.Москва, ул. Знаменка,19) (далее - Минобороны России, заявитель жалобы).
Определением от 08.10.2012 Российская Федерация в лице Минобороны России привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 03.12.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013, исковые требования к Российской Федерации удовлетворены за счет средств Минобороны России, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации, в иске к автошколе отказано.
В кассационной жалобе Минобороны России просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что истцом не представлено доказательств возникновения у Минобороны России обязательств по оплате оказанных услуг, так как в материалах дела не имеется государственного контракта, заключенного в соответствии с требованиями действующего законодательства. Считает, что судами необоснованно отклонен довод Минобороны России о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица РОСТО (ДОСААФ).
В отзыве на кассационную жалобу Свободненская автошкола, не согласившись с доводами, изложенными в ней, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Минобороны России поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность решения и постановления суда апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Свободненская автошкола является негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, целями деятельности которого является, в том числе профессиональная подготовка граждан по военно-учетным специальностям по заказу Минобороны России.
Подготовка специалистов производится по следующим военно-учетным специальностям: ВУС-383 водитель авто и пневмо-колесных кранов; ВУС-837 водитель автомобилей категории "В,С, Д, Е"; ВУС-420 специалисты KB радиостанции малой мощности.
На основании приказа командующего Дальневосточного военного округа N 374 от 26.09.2008, утвердившего план закрепления образовательных учреждений РОСТО (ДОСААФ) в подготовке граждан по военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации и поручающего военным комиссариатам координировать деятельность советов РОСТО (ДОСААФ) по вопросам подготовки специалистов, директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации N315/К/5/52 от 07.08.2008 "Об организации подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях начального профессионального образования в 2009 году", приказа Начальника штаба Дальневосточного военного округа от 29.08.2008 N 4 "Об организации подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального образования в 2009 году", распоряжения Председателя Центрального Совета РОСТО (ДОСААФ) N 1-к/932 от 09.09.2008, приказа военного комиссара города Свободного N 138 от 09.09.2008, постановления главы администрации муниципального образования город Свободный N 997, Свободненская автошкола осуществляла деятельность по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в период с 01.01.2003 по 30.06.2009.
Во исполнение вышеуказанных актов и по направлению территориальных военных комиссариатов Амурской области в соответствии с представленными именными списками Свободненская автошкола оказывала услуги по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, и в 2008-2009 учебном году подготовила для Вооруженных Сил Российской Федерации 461 специалиста из числа граждан, подлежащих призыву на военную службу. Стоимость оказанных услуг составила 13 213 151 руб.
Согласно справке от 19.07.2012 г. N 253, выданной Свободненской автошколе Региональным отделением ДОСААФ по Амурской области, задолженность перед истцом за оказанные в 2008-2009 учебном году услуги составила 2 578 404 руб.
Фактическое оказание услуг по обучению подтверждается предписаниями Военных комиссариатов муниципальных образований о зачислении граждан в Свободненскую АШ РОСТО (ДОСААФ), выписками из приказов Военных комиссаров муниципальных образований о направлении отобранных призывников по списку на обучение в Свободненскую АШ РОСТО (ДОСААФ), именными списками граждан пережданных Военными комиссарами на обучение и принятых Свободненской АШ РОСТО (ДОСААФ) на обучение, актами экзаменационных комиссий с участием представителей Свободненского объединенного военного комиссариата и Свободненской АШ РОСТО (ДОСААФ), протоколами экзаменационных комиссий с участием представителей РЭО ГИБДД г. Свободного и Свободненской АШ РОСТО (ДОСААФ).
Неисполнение Военным комиссариатом своих обязательств по оплате расходов по подготовке специалистов надлежащим образом, послужило основанием для обращения Свободненской автошколы в арбитражный суд с настоящим иском.
Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Согласно пункту 7 статьи 1 названного Закона компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением, это расходное обязательство Российской Федерации, осуществляемое в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В этой связи судами обеих инстанций сделан правильный вывод о том, что задолженность за оказанные услуги по профессиональной подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, подлежит компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено названным выше Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 11 Указа Президента РФ от 01.09.2007 N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, одной из основных задач военных комиссариатов является организация работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Источник денежных средств, необходимых для проведения профессиональной подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Постановление Правительства N 704) подлежат компенсации расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата.
Из абзаца 3 пункта 4 Постановления Правительства РФ N 704 следует, что выплата компенсации в данном случае осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации (образовательных учреждений общественных объединений) на основании их счетов средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства федеральному казенному учреждению, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Приказа N 202 от 03.05.2001 "Об утверждении Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" (далее - Инструкция) военные комиссары районов, городов без районного деления, иных муниципальных образований, в том числе проводят мероприятия по отбору граждан из числа подлежащих очередному призыву на военную службу для подготовки по военно-учетным специальностям, комплектуют учебные группы и направляют их в образовательные учреждения.
Финансирование подготовки граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях осуществляется Минобороны России на договорной основе за счет и в пределах средств, утвержденных для Минобороны России в федеральном бюджете на соответствующий год (пункт 44 Инструкции).
Учитывая, что компенсация расходов военными комиссариатами осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, приняв во внимание письмо Минобороны России от 14.08.2012, содержание отзыва Военного комиссариата об отсутствии выделенных на указанные выше цели лимитов бюджетных обязательств, судами обеих инстанций обоснованно отказано в удовлетворении иска к Военному комиссариату.
В соответствии с пунктом 12.1 части 1 и части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В силу положений Бюджетного кодекса РФ Минобороны России как главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
Исходя из разъяснений, данных в пунктах 17, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", главный распорядитель бюджетных средств обязан компенсировать затраты учреждению, поскольку источником для оплаты услуг является казна Российской Федерации.
Из Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" следует, что Минобороны России из федерального бюджета в 2009 году выделялись денежные средства на компенсацию расходов для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в соответствии с Законом о воинской обязанности по КБК 187 0203 208 0200 в сумме 1 500 000 000 руб.
Вместе с тем, суды обеих инстанций исходя из недоказанности факта выделения Министерству обороны РФ денежных средств в достаточном количестве на указанные цели, равно как и факта нецелевого использования в случае их выделения, руководствуясь статьей 120 ГК РФ, пришли к правильному выводу о необходимости взыскания с Минобороны России, а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации заявленной Свободненской автошколой суммы долга.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии у Минобороны России обязательств по оплате оказанных услуг в связи с незаключением государственного контракта, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку указанная обязанность обусловлена самим фактом оказания услуг и не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия между сторонами договорных отношений.
Доводы жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица РОСТО (ДОСААФ) были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также нарушений норм процессуального права судами не допущено, решение и постановление апелляционного суда отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 03.12.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 по делу N А04-6173/2012 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.В. Кондратьева |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.