г. Хабаровск |
|
28 июня 2013 г. |
А73-10576/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А. Тарасова
Судей: В.А. Гребенщиковой, С.Н. Новиковой
при участии
от истца: представитель Гребенюк Е.М., по доверенности от 20.11.2012 N 1078;
от Министерства финансов Хабаровского края: представитель Иванова М.Н., по доверенности от 14.01.2013 N 19-07/7;
от Министерства финансов Российской Федерации: представитель Ковалева Т.С., по доверенности от 16.01.2013;
от Министерства образования и науки Хабаровского края: представитель Радская Е.В., по доверенности от 06.06.2013 N 95;
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства образования и науки Хабаровского края; Министерства финансов Хабаровского края
на решение от 04.02.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013
по делу N А73-10576/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.М. Левинталь, в суде апелляционной инстанции судьи: Т.С. Гетманова, Е.Н. Головнина, А.И. Михайлова
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края
третьи лица: Министерство образования и науки Хабаровского края, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство по железнодорожным перевозкам
о взыскании 973 879,50 рублей
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (адрес - город Москва, улица Новая Басманная, 2; ОГРН - 1037739877295; далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края (адрес - город Хабаровск, улица Фрунзе, 72; ОГРН - 1032700295550; далее - Минфин Края) 973 879,50 рублей убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по проезду обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены: Министерство образования и науки Хабаровского края, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство по железнодорожным перевозкам.
Решением суда от 04.02.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд установил факт неполной компенсации Хабаровским краем расходов истца на перевозки льготной категории граждан.
Правильность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационным жалобам Министерства образования и науки Хабаровского края и Министерства финансов Хабаровского края, считающих их незаконными.
По мнению заявителей, суд по перечисленным причинам ошибочно возложил обязанность по компенсации спорных убытков перевозчика на субъект Российской Федерации - Хабаровский край, без учета норм бюджетного законодательства и софинансирования этих расходов из федерального бюджета.
В отзыве на кассационные жалобы ОАО "РЖД" не согласилось с их доводами, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Министерство образования и науки Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края и ОАО "РЖД" поддержали позиции, изложенные в кассационных жалобах и отзыве на них соответственно.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационные жалобы безосновательными исходя из следующего.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
В связи с чем, Правительством Хабаровского края принято постановление от 14.05.2010 N 124-пр.
На основании названного постановления принято решение об организации льготного проезда обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении с 01.01.2010 по 15.06.2010 включительно и с 01.09.2010 по 31.12.2010 включительно в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на территории Хабаровского края.
Действие постановления N 124-пр распространялось на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 года.
Как установлено судами из материалов дела, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 из средств федерального бюджета выделено 3 821 200 рублей.
Законом Хабаровского края от 09.12.2009 N 288 "О краевом бюджете на 2010 год" на эти цели в бюджете Хабаровского края были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 201 100 рублей.
Общая сумма бюджетных ассигнований составила 4 022 000 рублей.
07.06.2010 Министерство образования Хабаровского края и ОАО "Российские железные дороги" заключили договор N НЮ 828 о предоставлении субсидий из краевого бюджета на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
На основании положений указанного договора, перевозчику в 2010 году предоставлялись субсидии из краевого бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели Хабаровскому краю, в размере 3 821 200 рублей и бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете Хабаровского края в размере 201 100 рублей (всего - 4 022 300 рублей).
Пунктом 2.1. Договора N НЮ 828 установлено, что субсидии предоставляются ОАО "РЖД" ежемесячно в размере 100% от объема потерь в доходах перевозчика, определяемого как разность между доходами, которые перевозчик мог бы получить в случае применения установленных государством тарифов, и доходами перевозчика, полученными в результате предоставления обучающимся льготы по тарифам в соответствии с постановлением N 124-пр.
Согласно пункту 2.2. Договора N НЮ 828 перечисление субсидий производится ежемесячно на основании отчета о потерях в доходах по установленной форме.
Однако предоставленной компенсации в размере 4 022 300 руб., оказалось недостаточно, в результате чего перевозчик понес убытки в размере 973 879,50 рублей, образовавшиеся в связи с частичной компенсацией потерь в доходах за ноябрь 2010 года в сумме 369 403, 50 рублей (недополученная часть составила 294 770 рублей) и отсутствием возмещения потерь в доходах в полном объеме за декабрь 2010 года в размере 679 109, 50 рублей.
Поскольку указанная сумма не была оплачена, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Истец, в обоснование размера исковых требований предоставил: отчеты о потерях в доходах; справки о количестве отправленных пассажиров льготной категории; реестры проездных документов и непосредственно проездные документы, счета-фактуры на сумму оказанных услуг по перевозке обучающихся за 2010 год.
Данные отчеты о потерях в доходах представлялись перевозчиком на основании данных автоматизированной системы управления продажи билетов (АСУ ЭКСПРЕСС-3). В АСУ ЭКСПРЕСС-3 автоматически формируется финансовая и статистическая отчетность по льготным категориям пассажиров.
Оценив данные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд признал доказанным факт наличия со стороны истца расходов в сумме 973 879,50 рублей, понесенных в связи с перевозкой в пригородном сообщении обучающихся в 2010 году.
Поскольку денежные средства, предусмотренные в бюджете Хабаровского края на 2010 год и предназначенные для финансирования спорных льгот по проезду железнодорожным транспортом, не обеспечили полной компенсации потерь в доходах ОАО "РЖД", то исковые требования были удовлетворены судами правомерно за счет казны данного субъекта Российской Федерации в соответствии со статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 30, 31, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.05.2010 N 124-пр.
Доводы заявителей кассационных жалоб о неправильном возложении ответственности за отыскиваемые истцом убытки только на бюджет Хабаровского края уже были предметом исследования в суде апелляционной инстанции, где им дана надлежащая оценка как несостоятельным.
Довод Минфина Хабаровского края о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования и науки Хабаровского края, как главный распорядитель бюджетных средств края, следует отклонить.
В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, указанный государственный орган несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из краевого бюджета. Доказательства того, что Министерству образования и науки Хабаровского края выделялись указанные денежные средства, Минфином Хабаровского края не представлялись.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, поэтому изменению, а кассационные жалобы удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.02.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 по делу N А73-10576/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.