г. Хабаровск |
|
25 июля 2013 г. |
А51-30446/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А.Боликовой
Судей: Г.В.Котиковой, Е.П.Филимоновой
при участии:
от заявителя - краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго": Братель Н.В., представитель по доверенности от 30.12.2012 N 15-13;
от Отдела надзорной деятельности по Артемовскому городскому округу: представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"
на решение от 05.02.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013
по делу N А51-30446/2012
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.В.Борисов; в апелляционном суде судьи: Н.Н.Анисимова, О.Ю.Еремеева, Е.Н.Номоконова
по заявлению краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"
к Отделу надзорной деятельности по Артемовскому городскому округу
о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 21.11.2012 N 585
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее по тексту - КГУП "Примтеплоэнерго", унитарное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по Артемовскому городскому округу (далее по тексту - ОНД по Артемовскому городскому округу, административный орган) от 21.11.2012 N 585 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.02.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013, постановление ОНД по Артемовскому городскому округу признано незаконным и отменено в части назначения меры административной ответственности, обществу определен штраф в размере 150 000 руб.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о доказанности административным органом в действиях КГУП "Примтеплонерго" наличия состава вмененного административного правонарушения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе КГУП "Примтеплоэнерго", полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в действиях КГУП "Примтеплоэнерго" отсутствует вина по необеспечению исправного состояния систем противопожарной защиты котельных и непроведению регламентных работ по техническому обслуживанию автоматической установки пожарной сигнализации, поскольку обязанность по ремонту пожарной сигнализации, согласно пункту 1 статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, возложена на арендодателя - администрацию Артемовского городского округа.
ОНД по Артемовскому городскому округу в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов заявителя кассационной жалобы, просит решение арбитражного суда первой инстанции от 05.02.2013 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу унитарного предприятия - без удовлетворения.
ОНД по Артемовскому городскому округу, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, заявив ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнение представителя унитарного предприятия, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с распоряжениями административного органа от 28.09.2012 в отношении КГУП "Примтеплоэнерго" 19.10.2012 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на котельных, расположенных по адресам: г. Артем, пер. Русский, 1; ул. Авиационная; ул. Есенина, 25/1; ул. Берзарина, 9/1; ул. Баумана; ул. Сахалинская, 52/1 и 9; ул. Уткинская, 6; ул. Полевая, 20/1; ул. Достоевского, 48; ул. Чайковского, 53; ул. Виноградова, 3/1, ул. Ангарская, 9, ул. Ремзаводская, 5, ул. 1 Рабочая, 83/2, ул. Кирова, 7А, использованных предприятием по договору аренды, заключенному с Артемовским городским округом в лице Управления муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа, для обеспечения тепловой энергией потребителей Артемовского городского округа.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения унитарным предприятием обязательных требований пожарной безопасности в эксплуатируемых им помещениях котельных по вышеуказанным адресам, а именно руководителем предприятия не обеспечено исправное состояние системы противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации), проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (автоматической установки пожарной сигнализации); резервуары для хранения жидкого топлива, установленные вне котельных, не огорожены земляным валом или негорючей сплошной стенкой высотой не менее 0,5 метра; на путях эвакуации из помещений административного здания филиала отсутствуют знаки пожарной безопасности.
Данные нарушения отражены в актах проверки от 19.10.2012 и протоколах об административных правонарушениях от 08.11.2012.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление N 585 от 21.11.2012 о назначении административного наказания, которым КГУП "Примтеплоэнерго" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, унитарное предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признавая постановление ОНД по Артемовскому городскому округу незаконным в части назначения штрафа в размере, превышающем 150 000 руб., а унитарное предприятие - ответственным за совершенное правонарушение, суды правомерно руководствовались следующим.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Согласно статье 2 Закона о пожарной безопасности регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо Закона о пожарной безопасности, осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной
безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НБП 110-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади.
Пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 установлено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Нарушение требований пожарной безопасности влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, а часть 4 - за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
К лицам, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (в ограниченном виде) в соответствии со статьями 606, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся и арендаторы.
Материалами дела подтверждается, что между Управлением муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа (арендодатель) и КГУП "Примтеплоэнерго" (арендатор) заключен договор аренды от 14.05.2012 N 1/0035-12 муниципального имущества для использования по целевому назначению.
Пунктом 2.2.2 названного договора предусмотрено, что арендатор обязан, в том числе, содержать арендуемое имущество в соответствующем санитарном и противопожарном состоянии.
Пункт 2.2.17 договора аренды обязывает арендатора обеспечить за свой счет оснащение используемых зданий, помещений и мест общего пользования, прилегающих к ним, а также прилегающую к зданиям территорию первичными мерами пожарной безопасности.
В силу изложенного является правомерным вывод судов обеих инстанций о том, что КГУП "Примтеплоэнерго", используя арендуемое имущество (котельные) в соответствии с целевым назначением - обеспечение тепловой энергией потребителей Артемовского городского округа, и согласно пунктам 2.2.2, 2.2.17 договора аренды имущества, обязано вести свою деятельность с соблюдением требований пожарной безопасности, учитывая, что отсутствие в арендуемых помещениях противопожарных систем представляет реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Кроме этого, судом кассационной инстанции учтено, что помимо оспариваемых унитарным предприятием фактов совершенных нарушений, административным органом выявлены и иные нарушения требований пожарной безопасности, за несоблюдение которых ответственность несет унитарное предприятие.
Так, в помещениях котельных, расположенных в г.Артеме по адресам: ул.Ангарская, 9, Ремзаводская, 5 резервуары для хранения жидкого топлива, установленные вне котельной, не огорожены земляным валом или негорючей сплошной стенкой высотой не менее 0,5 метра.
Также, материалами проверки установлено, что на путях эвакуации из помещений административного здания филиала отсутствуют знаки пожарной безопасности.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.02.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 по делу N А51-30446/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А.Боликова |
Судьи |
Г.В.Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.