г. Хабаровск |
|
08 августа 2013 г. |
А73-11555/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.А. Логвиненко, Л.Б. Шариповой
при участии:
от открытого акционерного общества "Экспресс Приморья" - Мельников И.В., представитель по дов. от 10.07.2013 б/н;
от Министерства финансов Российской Федерации - Ковалева Т.С., представитель по дов. от 16.01.2013 б/н;
от Министерства финансов Хабаровского края - Иванова М.Н., представитель по дов. от 14.01.2013 N 19-07/7;
от Министерства образования и науки Хабаровского края - Радская Е.В., представитель по дов. от 06.06.2013 N 95
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 28.02.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013
по делу N А73-11555/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.В. Медведева,
в суде апелляционной инстанции судьи Т.С. Гетманова, Е.Н. Головнина, С.Б. Ротарь
по иску открытого акционерного общества "Экспресс Приморья"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края
третьи лица: Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Министерство образования и науки Хабаровского края
о взыскании 760 624 руб.
Открытое акционерное общество "Экспресс Приморья" (ОГРН 1052503731433; далее - ОАО "Экспресс Приморья", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края о взыскании 760 624 руб. убытков, образовавшихся в результате неполной компенсации потерь в доходах перевозчика в связи с предоставлением льгот на проезд обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Министерство образования и науки Хабаровского края.
До принятия судебного акта по существу спора истец уточнил сумму исковых требований: просил взыскать с ответчиков 317 150 руб. Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением от 28.02.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013, уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взысканы 301 288 руб. 80 коп.; с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края - 15 861 руб. 20 коп. за счет средств казны Хабаровского края.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами в части удовлетворения иска в сумме 301 288 руб. 80 коп, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске к Министерству финансов Российской Федерации.
Ссылаясь на неправильное применение судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (статей 6, 85, 132), Гражданского кодекса Российской Федерации (статей 15, 16, 790, 1069), Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статьи 26.3), Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (статьи 8), Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1163, Постановления Правительства Хабаровского края от 14.05.2010 N 124-пр и несоответствие их выводов правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ (пунктам 16, 17 и 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23), заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что возмещение потерь в доходах перевозчиков, возникших в результате установления льгот по проезду обучающихся в железнодорожном транспорте, относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, а выделенные Российской Федерацией денежные средства в объеме 95 % от названных потерь представляют собой финансовую помощь в форме субсидий, что не влечет за собой переход расходных обязательств от Хабаровского края к Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Экспресс Приморья" просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства финансов Российской Федерации доводы жалобы поддержал, дав по ним пояснения.
Представители ОАО "Экспресс Приморья", Министерства финансов Хабаровского края, Министерства образования и науки Хабаровского края возражали относительно ее удовлетворения.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в заседание суда кассационной инстанции своего представителя не направило.
Проверив законность состоявшихся судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного с Министерством образования и науки Хабаровского края (заказчиком) договора от 05.08.2011 N 217Д ОАО "Экспресс Приморья" (исполнитель) в период с 01.01.2011 по 15.06.2011 и с 01.09.2011 по 31.12.2011 предоставляло обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений льготу по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения на территории Хабаровского края в виде 50-ти процентной скидки от действующего тарифа.
Пунктом 1.1 названного договора (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 27.12.2011) ОАО "Экспресс Приморья" предусмотрены субсидии на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления названных льгот, из федерального (5 247 000 руб. и краевого (276 154 руб.) бюджетов.
Фактические потери в доходах истца, возникшие в результате межтарифной разницы, составили 5 840 304 руб.
Расчет произведен исходя из разницы между тарифом, утвержденным за один проезд в железнодорожном транспорте для граждан, не имеющих права льготного проезда, и тарифом, установленным для льготных категорий граждан.
В целях получения компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с предоставлением льгот обучающимся, ОАО "Экспресс Приморья" в соответствии с порядком предоставления компенсации, установленным договором, направляло в адрес Министерства образования и науки Хабаровского края счета-фактуры N 16 от 31.01.2011, N 144 от 28.02.2011, N 532 от 31.03.2011, N 331 от 30.04.2011, N 477 от 31.05.2011, N 439 от 30.06.2011, N 618 от 30.09.2011, N 837 от 31.10.2011, N 919 от 30.11.2011, N 1022 от 31.12.2011 на общую сумму 5 840 304 руб. с приложением подтверждающих предоставление льгот документов.
Фактические потери в названной сумме компенсированы истцу частично: в сумме 5 523 154 руб., из них 5 247 000 руб. (95 %) - Российской Федерацией, 276 154 руб. (5 %) - Хабаровским краем.
Невозмещение убытков в сумме 317 150 руб. послужило поводом для обращения ОАО "Экспресс Приморья" в арбитражный суд за их взысканием.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании ст. 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем названный Закон (преамбула) предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Кроме того, данным Постановлением утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Пунктом 7 названных Правил уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидии установлен в размере 95 %.
В дальнейшем Постановлением Правительства РФ от 06.07.2011 N 532 утвержден размер субсидии, предоставляемой в 2011 году из федерального бюджета бюджету Хабаровского края на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта: 5 247 000 руб.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163 Правительством Хабаровского края принято Постановление от 14.05.2010 N 124-пр, в соответствии с пунктом 1 которого обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при оформлении разовых и абонементных билетов предоставлена льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения с 01 января по 15 июня текущего года включительно и с 01 сентября по 31 декабря текущего года включительно, в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на территории Хабаровского края.
Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрено выделение субсидии юридическим лицам на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Удовлетворяя исковые требования ОАО "Экспресс Приморья", суды исходили из того, что объем переданных из федерального и регионального бюджетов денежных средств не в полном объеме покрыл фактические расходы общества, понесенные последним при перевозке льготных категорий пассажиров, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
При этом судами установлены размер не компенсированных расходов (317 150 руб.) и недофинансирование как со стороны Министерства финансов Российской Федерации, так и стороны Министерства финансов Хабаровского края.
С учетом установленного суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходя из уровня софинансирования расходного обязательства (95% - федеральный бюджет и 5% - краевой) взыскали часть убытков из заявленной суммы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (301 288 руб. 80 коп.), а другую часть - с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет средств казны Хабаровского края (15 861 руб. 20 коп.) на основании статей 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.
При этом суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, а также Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2011 N 532, Законом Хабаровского края от 08.12.2010 N 57 "О краевом бюджете на 2011 год", Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.05.2010 N 124-пр.
Неправильного применения норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводы судов не опровергают и по существу основаны на неверном толковании правильно примененных судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а потому подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, окружным судом не установлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.02.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А73-11555/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.А. Логвиненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.