г. Хабаровск |
|
12 августа 2013 г. |
А04-8192/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А. Боликовой
Судей: Г.В. Котиковой, Н.В. Меркуловой
при участии
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Амуртрейд": представитель не явился
от Управления государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области: Стовбун Н.А., представитель по доверенности от 28.01.2013 N 01-03/227
от Аргунова Сергея Ильича: Симонов Г.В., представитель по доверенности от 12.12.2012 N 28 АА 0316369
от Министерства жилищно - коммунального хозяйства Амурской области: представитель не явился
от Кукушкина Андрея Владимировича: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области
на решение от 07.02.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013
по делу N А04-8192/2012
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Чумаков П.А., в суде апелляционной инстанции - судьи Харьковская Е.Г., Балинская И.И., Пескова Т.Д.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амуртрейд"
к Управлению государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области
третьи лица: Аргунов Сергей Ильич, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Кукушкин Андрей Владимирович
о признании незаконным приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 31.10.2012 N 177-от/в и обязании утвердить тариф на услугу водоотведения
Общество с ограниченной ответственностью "Амуртрейд" (далее - ООО "Амуртрейд", общество, ОГРН 1072827000267, адрес (место нахождения): 676922, Амурская область, Ивановский район, с. Среднебелое-2, ул. Ленина, 13, оф. 3) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее - государственный орган, управление, ОГРН 1082801011457, адрес (место нахождения): 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Зейская, 206) от 31.10.2012 N 177-от/в и об обязании утвердить тариф на услугу водоотведения (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями от 13.12.2012, 16.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Аргунов Сергей Ильич, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее - Министерство ЖКХ Амурской области), Кукушкин Андрей Владимирович.
Решением от 07.02.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013, заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области от 31.10.2012 N 177-от/в. В удовлетворении требования об обязании утвердить тарифы отказано. Судебные акты мотивированы тем, что приказ от 31.10.2012 N 177-от/в нарушает права заявителя в сфере хозяйственной деятельности, не соответствует положениям Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". При этом суды признали, что отведение ООО "Амуртрейд" бытовых стоков из жилых помещений домов в накопительную емкость (септик) с последующей их откачкой и вывозом из этой емкости (септика), является коммунальной услугой - водоотведением.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе государственного органа, который просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что ООО "Амуртрейд" не является организацией коммунального комплекса в связи с тем, что не осуществляет эксплуатацию объектов систем коммунальной инфраструктуры на законном основании (на праве собственности, аренды, безвозмездного пользования и др.).
Кроме того, считает, что в части откачки и вывоза бытовых стоков государственное регулирование тарифов не предусмотрено.
Аргунов Сергей Ильич в отзыве на кассационную жалобу против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления и Аргунова Сергея Ильича поддержали свои доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
ООО "Амуртрейд", Министерство ЖКХ Амурской области, Кукушкин Андрей Владимирович, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела установлено, что 25.10.2012 ООО "Амуртрейд" обратилось с заявлением в Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области об установлении тарифа на услуги организации коммунального комплекса в сфере водоотведения на территории с.Ивановка.
Приказом от 31.10.2012 N 177-от/в Управление отказало в предоставлении государственной услуги по государственному регулированию цен и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в части согласования производственной программы и установления тарифов на услуги в сфере водоотведения, посчитав, что поскольку ООО "Амуртрейд" не осуществляет эксплуатацию объектов систем коммунальной инфраструктуры на законном основании, оно не является организацией коммунального комплекса. Кроме того, Управление указало, что в части откачки и вывоза бытовых стоков государственное регулирование тарифов не предусмотрено.
Не согласившись с решением государственного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества и признавая незаконным оспариваемый им приказ Управления, суды не учли следующее.
Федеральный закон Российской Федерации "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату издания оспариваемого приказа, далее Закон N 210-ФЗ) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в том числе водоотведение и очистку сточных вод.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названного Закона регулированию подлежат, в том числе тарифы на услуги организаций коммунального комплекса - производителей услуг, в том числе в сфере водоотведения и очистки сточных вод.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно - правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; системой коммунальной инфраструктуры является совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Судами установлено, что ООО "Амуртрейд" в соответствии с договорами на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников жилья многоквартирного дома N 24, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Рабочая, и на оказание услуг по сбору (откачке) и вывозу жидких бытовых отходов, осуществляет услуги по откачке и вывозу бытовых стоков на фильтрационные поля. При этом общество признано оказывающим услуги по водоотведению.
Установив отсутствие у общества договорных отношений по эксплуатации коммунальных сетей, судебные инстанции, применив положения пункта 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ, признали, что для отнесения ООО "Амуртрейд" к организации коммунального комплекса достаточно установления самого факта эксплуатации объекта систем коммунальной инфраструктуры, независимо от наличия или отсутствия законных оснований их эксплуатации.
Данный вывод судов признается судом кассационной инстанции ошибочным, основанным на неверном толковании положений пункта 1 статьи 2 Закона N 210-ФЗ.
Судами установлено и обществом не оспаривается, что последний эксплуатирует внутридомовые и внешнеканализационные сети, промежуточные колодцы и конечный общий септик для сбора сточных вод без каких - либо правоустанавливающих документов.
При этом судами принято во внимание, что ООО "Амуртрейд" предпринимало необходимые меры для оформления с Администрацией Ивановского сельсовета фактически сложившихся правоотношений по использованию бесхозяйных систем коммунальной инфраструктуры с. Ивановка.
Между тем, статус бесхозяйных систем коммунальной инфраструктуры, эксплуатируемых обществом, не свидетельствует о правомерности действий общества по его эксплуатации, поскольку правовое положение бесхозяйной вещи определено нормами статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, а указание в Законе N 210-ФЗ на обязательное условие эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры предполагает эксплуатацию на законном основании, то есть при наличии правоустанавливающих документов.
Иное толкование названной нормы противоречит понятию нормативного правового акта, как акта, в частности устанавливающего правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суды пришли к необоснованному выводу о признании ООО "Амуртрейд" организацией коммунального комплекса, эксплуатирующей системы коммунальной инфраструктуры, услуги которой подлежат государственному регулированию.
Отказ администрации Ивановского сельсовета оформить с ООО "Амуртрейд" фактически сложившиеся правоотношения по использованию систем коммунальной инфраструктуры с. Ивановки не свидетельствует о законности требований общества по установлению государственного регулирования на оказываемые им услуги.
С 01.01.2013 введен в действие Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", часть 5 статьи 8 которого предусматривает обязательное подписание с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта бесхозяйных централизованных объектов водоотведения до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Кроме этого, судом кассационной инстанции учтено, что в соответствии с общими принципами регулирования тарифов, содержащимися в Законе N 210-ФЗ, "Основах ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, а также согласно Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, регулирование тарифов предполагает учет понесенных организацией коммунального комплекса расходов, в том числе по аренде основного оборудования, текущему ремонту и техническому обслуживанию, капитальному ремонту, что подтверждает обязательное правовое закрепление используемого в сфере регулируемой деятельности оборудования.
Учитывая, что ООО "Амуртрейд" не является организацией коммунального комплекса, наделенной правом требования установления тарифа по оказываемым им услугам, требования заявителя не подлежали удовлетворению.
Принимая во внимание, что судами при рассмотрении дела установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе отменить судебные акты и принять новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.02.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по делу N А04-8192/2012 Арбитражного суда Амурской области в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Амуртрейд" о признании незаконным приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 31.10.2012 N 177-от/в отказать.
Арбитражному суду Амурской области произвести поворот исполнения решения от 07.02.2013, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по названному делу в части взыскания с Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Амуртрейд" расходов по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А.Боликова |
Судьи |
Г.В.Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.